Самые знаменитые картины Айвазовского (Фото-обзор)

Содержание
  1. Девятый вал
  2. Картины Айвазовского в Третьяковской галерее
  3. Чесменский бой (1848)
  4. Радуга (1873)
  5. Черное море (1881)
  6. Пушкин на берегу Черного моря (1887)
  7. Взлет и ложная гибель
  8. Лунная ночь на Капри (1841)
  9. Среди волн (1898)
  10. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)
  11. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)
  12. Слава и семья
  13. Буря на море ночью (1849)
  14. Ночь. Голубая волна (1876)
  15. Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)
  16. Штиль (1885)
  17. Навари́нский бой (1846)
  18. Вид Леандровой башни в Константинополе (1848)
  19. Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)
  20. Сцены из каирской жизни (1881)
  21. На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)
  22. Великая Пирамида в Гизе (1871)
  23. Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)
  24. Лунная ночь на Босфоре (1884)
  25. Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
  26. «Неаполитанский залив утром»
  27. Учеба и зависть учителя
  28. Зимний пейзаж (1876)
  29. Феодосия. Лунная ночь (1852)
  30. Исаакиевский собор в морозный день

Девятый вал

Девятая волна

Начнем с образа, овеянного множеством легенд и несомненно являющегося своеобразной визитной карточкой русского художника. «Девятая волна», несомненно, самая известная картина Айвазовского, которая просто не может не вызывать восхищения.

Именно в «Девятом колодце» раскрылось мастерство и невероятный талант художника. Так точно и реалистично передана вся трагедия и разрушительность шторма в открытом море. Но солнце встает из-за туч, давая морякам, запутавшимся в куске мачты, надежду на спасение.

интересно, что Айвазовский написал монументальное полотно всего за 11 дней. Просто удивительно, какое вдохновение, невероятную силу творчества художник уловил в тот момент.

Легендарное произведение Айвазовского «Девятая волна» очаровывает и удивляет ночью. Сюжет картины повествует о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на небольшом корабле, пытается спастись от разворачивающегося шторма, но огромная волна безжалостно настигает своих жертв и вот-вот скрывается в глубоком море. Морской пейзаж представлен очень реалистично и радует игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и синие волны, кажется, играют с нами в прятки, иногда прячутся, а затем снова появляются со дна моря.

Картины Айвазовского в Третьяковской галерее

Несмотря на внушительный список шедевров, в галерее представлено всего семь. Список работ Айвазовского следующий:

  1. «Вид на башню Леандро в Константинополе» (1848 г).
  2. «Вид на море в окрестностях Петербурга» (1835 г).
  3. «Лунная ночь на Босфоре» (1894).
  4. «Пляж» (1840 г).
  5. «Неаполитанский залив утром» (1893 г).
  6. «Радуга» (1873 г).
  7. «Черное море» (1881 г).

Чесменский бой (1848)

Чесменская битва

Художник также обратился к славным страницам русской истории. Победное сражение русского флота над турками в Чесменском заливе летом 1770 года на полотне Айвазовского поражает своей реалистичностью.

Горят мачты тонущих турецких кораблей, между ними в победном строю проходят корабли русской эскадры. Несмотря на кровопролитие и жестокость войны, изображение поражает зрителя невероятным спокойствием. Все кончено, пора прикрыть оружие и помочь раненым товарищам.

И снова сквозь темные тучи и пепел выглядывает диск солнца, как символ победы русских в морском сражении.

Радуга (1873)

картина Айвазовского Радуга

Иван Константинович, выросший и долгое время живший у моря, страстно любил его. Но бурные события 19 века наложили свой отпечаток на творчество мастера.

Море на полотнах Айвазовского часто бывает бурным, неспокойным, как на картине «Радуга». Небольшое судно, не выдержав ударов стихии, предательски накренилось и вот-вот утонет. Люди, надеясь на спасение, перебрались на крошечные лодки и продолжают выдерживать грозный шторм.

Но даже здесь, в явно обреченной ситуации, художник вселяет надежду на лучшее. Маленькая чайка, тревожно бьющаяся между небом и несущимися волнами, кажется, указывает людям путь к спасению. А радуга… Библейский символ окончания потопа.

Черное море (1881)

картина Айвазовского Черное море

Где-то вдалеке, прямо на горизонте, едва виден силуэт корабля, а море вот-вот взойдет вздымающимися волнами. Второе название этой картины — «На Черном море бушует буря».

Глядя на холст, просто удивительно, как живописцу удалось передать игру волн на фоне звучащего так точно, едва заметными мазками ветра.

Пожалуй, ни одному художнику ни до Айвазовского, ни после не удавалось так реалистично изобразить море, а также передать его различные состояния.

Пушкин на берегу Черного моря (1887)

Пушкин

Уже в детстве маленький Ованес познакомился с творчеством великого мастера пера Александра Пушкина и пронес эту любовь через всю свою жизнь, что нашло отражение в его творчестве.

В 80-е годы живописец даже создал серию картин, посвященных Пушкину. А в соавторстве с Ильей Репиной они написали бесспорный живописный шедевр «Прощание Пушкина с морем».

интересно, но в картине «Пушкин на берегу Черного моря» сложно понять, кто более задумчивый, поэт или слегка волнистое море.

Взлет и ложная гибель

Перед отъездом в Европу Айвазовский отметил в боевых действиях: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он участвовал в высадке на побережье Кавказа (где сейчас находится Сочи) и с записной книжкой в ​​руках зарисовал последствия кровавого боя.

В 1840-1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Сначала ему было тяжело материально: часть пенсии он отправлял матери в Феодосию, а на себя не тратил. Сначала жил и учился в Италии. В эти годы он развивает свой творческий метод и учится работать наизусть.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доход начал расти, и он мог позволить себе поездки в Швейцарию, Германию, Францию ​​и Англию. Во время плавания его пароход пережил сильный шторм, корабль сочли утонувшим, художник погиб, его некрологи даже были опубликованы в петербургских газетах.

Лунная ночь на Капри (1841)

Истинный патриот своей Родины обращался и к иностранным подданным, но море — единственная любовь художника и всегда главный герой сюжета. Иван Константинович объездил множество приморских городов мира, и каждый старался запечатлеть на холсте.

«Ночь на Капри» достойно заняла свое место в собрании Третьяковской галереи и уже не одно поколение выросло в очаровательном, мягком и романтичном пейзаже.

Лунная тропа, на фоне которой величественно плывет корабль, и спешат маленькие лодки, словно напоминая морякам о побережье, их доме, где их ждут и любят.

Среди волн (1898)

Завершим наш обзор изображением, в полной мере отражающим все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Только он смог передать красками атмосферу моря на холсте.

Буря в самом разгаре, но путь к кульминации еще долог. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью.

В хронологическом плане картина была написана позже других полотен и стала логическим, но, скорее, символическим «завещанием» мастера. Более того, среди бушующих волн жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского из армян, прошла ярко, бурно, насыщена волнующими событиями.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)

Бриг

Это одна из моих любимых картин Ивана Айвазовского. Эта работа художника, любящего изображать бурное море, кораблекрушения и штормы, наоборот, очень яркая, чистая и на первый взгляд спокойная. На нем изображен бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, но, несмотря на это, похоже, ничего не предвещает беды. Море немного грубоватое, прозрачно-голубое, небо усыпано белыми перьями, и только с одной стороны видны серые облака, а паруса всех трех кораблей белые, как снег.

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)

Работа несет в себе умиление, нежность и позитив, ведь мастер кисти изобразил радость встречи с родственниками, которые давно не виделись. Наконец, морской царь и покровитель мореплавателей Нептун отпускает их на берег, где их уже принимают семьи, в данном случае — жена и дети одного из рыбаков. Айвазовский всегда работал маслом, и его картины получались живыми, яркими, красочными и сочными. Эту встречу художник нарисовал не только повсюду, но и на одном из участков Тирренского моря, на западном побережье Италии, что придает определенный романтизм.

Слава и семья

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом причислен к Генеральному штабу ВМФ как художник с правом ношения мундира Министерства Военно-Морского Флота.

В последующие годы карьера Айвазовского развивалась благополучно. В 1845 году, как член Русского географического общества, он отправился в плавание к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х годов художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью: посетил Осетию, Дагестан, Грузию, Армению. К этому периоду относится цикл чудесных горных пейзажей. Он также был в Египте при открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский поселился в родной Феодосии, где купил землю и построил там дом, напоминающий стиль итальянского дворца. На вилле всегда было много гостей: многие посетители хотели увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и добавил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи имени Айвазовского.

В 1848 году он женился на домработнице Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена имела сложный характер, она предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви мужа к крымскому дому и путешествиям. В конце концов, она ушла от него и стала жить отдельно, втягивая мужа в большие долги. В 1877 году он продал Эчмиадзинскому синоду прошение о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский женился на молодой вдове феодосийского купца Анне Бурназян (Саркизовой). Вместе с молодоженами он отправился в новое путешествие по странам Средиземного моря.

Буря на море ночью (1849)

Буря в море ночью

И это полотно мариниста XIX века, я бы его назвал — самое мрачное, трагичное и грустное среди произведений Ивана Айвазовского, и темные краски делают его, тусклые тона играют со светом, и даже яркая луна не спасает день. Бурное, темное, почти черное море жаждет поймать в свои сети небольшой корабль, так упорно пытается удержаться на огромных волнах. Одинокий корабль испытывает свою судьбу в ночном шторме, и только яркая луна — его единственная спутница и подруга.

Ночь. Голубая волна (1876)

Ночь. Голубая волна (1876)

Лазурная синева морских волн словно сливается в мягкую линию с горизонтом, а мощь водной стихии трясет накренившийся турецкий парусник, уставший дрейфовать в бескрайних морских просторах, и кажется, что он уже поддался воле судьбы.

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Обзор Черноморского флота 1849 г

Это потрясающая работа Айвазовского! Дело не только в сюжете, но и в мастерстве. Посмотрите, как все детально изображено, но мастер кисти нарисовал это всего за один день, уделяя особое внимание только морю, а не кораблям, как вы могли подумать, не поверите, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти, а не с натуры, то есть когда у него была феноменальная память. Четкость линий и естественность всех деталей, игра света, сочетание цветов и умение правильно раскрасить рисунок поражают и радуют. Недаром весь мир знает Айвазовского как художника-мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, а их у него более шести тысяч.

Штиль (1885)

Спокойствие (1885)

Среди множества картин, на которых живописец морской стихии изображает бушующую водную стихию, нашлось место картине, изображающей спокойный и спокойный бирюзовый штиль. Глядя на эту работу, я хочу достичь того же синего берега и насладиться теплыми лучами солнца, греясь и наблюдая за плывущим по течению красивым парусным кораблем, окруженным горами справа и окаймленным сверху сладкими облаками, чистыми, как небо.

Есть у художника и другие виды пейзажей…

Боевые сюжеты

Посадка Н. Н. Раевского в Субаши

Высадка Н. Н. Раевского в Субаши, 1839 г

Пейзажист обожал историю своей Родины, поэтому в его коллекции есть целая серия художественных произведений «Батальные сюжеты», в которых Айвазовский изображает ход исторических сражений и морских сражений. Вот несколько примеров…

Наваринская битва

Самое известное сражение русской флотилии 1770 года во время русско-турецкой войны, закончившееся захватом русскими турецкой крепости Наварин. Полотно дышит опасностью и пахнет порохом, побежденные корабли зарыты в пучину моря, все вокруг в оттенках серого и в тумане, а море удивительно спокойное и спокойное, его голубые воды готовы приветствовать своих первые жертвы. Художник рассказывает нам об этом событии в своей работе — аутентично, с изяществом и гордостью, но также ярко, красочно и естественно.

Вид Леандровой башни в Константинополе (1848)

В этом шедевре Айвазовский выразил свои впечатления и эмоции от поездки в Стамбул. Башня Леандро была построена в 12 веке. Он располагался на небольшой скале недалеко от гавани Стамбула. Он служил маяком и причалом для кораблей и лодок. С вершины башни открывается великолепный вид на пролив. Вы можете увидеть отголоски построек Константинополя и величественных кораблей.

В центре полотна находится сама башня. С окнами, хозяйственной постройкой, небольшой пристанью и входом. Мимо башни медленно плывет лодка с группой турчанок. Мы не видим их лиц, поскольку они скрыты под пеленой.

На заднем плане башни видны силуэты зданий и дворцов. Все они возвышаются над берегом. Закат возвращает след к началу полотна.

Айвазовский создает красочное, объемное полотно. Еще один момент, и мы услышим шум ветра и шум волн.

Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)

Русская эскадра на рейде Севастополя (1846 г)

Очень красивая и важная картина в коллекции Ивана Константиновича, потому что он очень любил и ценил Россию, которая была его родиной, поэтому каждый успех и победу он принимал за свой счет и гордился, как своим. Он хотел показать всю мощь и красоту русского флота, и у него это получилось очень хорошо.

Айвазовский восточные сюжеты

Да, Иван Константинович Айвазовский всю свою жизнь писал в одном жанре, то есть изобразил море, море и снова море, но мало кто знает, что в его коллекции картин есть и другие пейзажи, например, восточные сюжеты. Автор родился в Крыму и происходил из древней армянской семьи. Образы, передающие быт восточных людей, также заслуживают нашего внимания.

Сцены из каирской жизни (1881)

Картина Айвазовского Сцены из жизни в Каире (1881)

Маринист Айвазовский написал это произведение специально к торжественному событию, а именно к открытию Суэцкого канала в Египте в 1869 году, куда автор морских пейзажей был делегирован в составе особой группы представителей россиян. Его работа заключалась в том, чтобы запечатлеть глобальное событие, что он блестяще сделал. Египет и все его чудеса впечатлили художника-мариниста, который после этой работы написал еще пару картин на восточные темы, забыв на время о своем любимом море.

На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)

На лодке по Кумкапи в Константинополе

Основы быта и традиции Востока так повлияли на Ивана Константиновича, что в его фантазии, а затем и на полотне появился образ под названием «На лодке по Кумкапы в Константинополе», в котором мы видим женщин Востока и мужчин в в традиционной одежде плывут по реке Кумкапы для собственного дела. На заднем плане виден дом, за которым виден купол мечети. В этих работах художник использует для себя новые цвета и оттенки, за исключением хорошо известных синего, белого и зеленого, с которыми он также хорошо ладит.

Великая Пирамида в Гизе (1871)

Знаменитые картины Айвазовского: Великая пирамида в Гизе

Парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид и не мог не нарисовать их. Он изобразил седьмое чудо света даже в море, но не в воде, а в море песка, охраняемого сказочным сфинксом — вечным хранителем мертвых песчаных дюн. Картина выполнена в пастельных красно-коричневых тонах с обилием света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.

Как истинный армянин, художник в своем творчестве коснулся истории и религии Армении. Он писал культурные и христианские темы в форме библейских рассказов.

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)

Крещение армянского народа

Важнейшим событием в религии армянского народа является его обращение в христианскую веру, осуществленное Григором Просветителем в 4 веке нашей эры. Именно это библейское таинство, которое представлял Айвазовский, на мой взгляд, вышло в очень религиозной форме торжественный и загадочный.

Лунная ночь на Босфоре (1884)

Полотно написано Айвазовским в 1884 году. На нем живописец изобразил знаменитый пролив Босфор в лунную ночь. Спокойствие и безмятежность морской глади создают особую атмосферу. Изображение невероятно реалистично нарисовано. Вы можете посмотреть на это и представить, как идете по пирсу и любуетесь лунным светом.

Небольшие рыбацкие лодки мирно плывут среди мирно спящих бригантины. На заднем плане мы видим приближающийся к причалу корабль. Полная луна позволяет увидеть пролив и горы. Это окружает его.

Айвазовский с особым мастерством изображает ночное небо, свет луны, морскую гладь и сияние. Море было особенно привлекательным. Художник умело передает на холст дыхание и движение морского пейзажа.

Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)

Сошествие Ноя с горы Арарат

Самый известный библейский эпизод Ветхого Завета, когда Ной, уставший после долгого пребывания в ковчеге, возвращается домой на землю после потопа, спустившись с горы Арарат со своей семьей и спасенными животными.

Зимние пейзажи Айвазовского

Живя в солнечном и теплом Крыму, Иван Константинович обожал снежную и суровую зиму, в детстве любил смотреть на нарисованные морозом узоры на окнах, обожал покрытые инеем деревья и огромные сугробы. Это все, что он изображал на своих полотнах, обычные сельские зимние пейзажи. Посмотреть на себя…

«Неаполитанский залив утром»

Еще одна картина Айвазовского в Третьяковской галерее. Это творение руки художника относится к тому периоду, когда он находился в командировке в Италии. За это время он нарисовал около 50 морских пейзажей.

В этой работе Ивану Константиновичу удалось полностью передать безмятежность неаполитанского утра. Пейзаж представлен в мягких тонах. За дымящимся вулканом Везувий видны первые лучи восходящего солнца. Море спокойное и красивое. Над ним просто светятся очертания полумесяца, который передает власть в руки Солнца. На переднем плане рыбаки в своих лодках. Они повернуты спиной к солнцу, что делает их силуэты слегка размытыми, но при этом живыми.

Работа немного напоминает картину Айвазовского «Лунная ночь на Капри», которой нет в галерее. Это неудивительно, ведь художник, вдохновленный неаполитанскими пейзажами, создал в этом месте большое количество произведений искусства.

Учеба и зависть учителя

Будущий великий художник оказался в Санкт-Петербурге в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Был принят в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

Вскоре по приглашению императора Николая I в северную столицу прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, куда Айвазовский был направлен учеником. Француз переложил на молодого человека огромное количество нелегальной работы. Однако Айвазовский все же нашел время для написания своих картин и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставил и Таннера. Одна из картин награждена серебряной медалью. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» хвалила молодого художника и упрекала французов в маньеризме. Это вызвало дикую ярость Таннера, и он пожаловался на нерадивого студента, который нарушил командную цепочку со своим главным клиентом, Императором Николаем. Формально Айвазовский действительно ошибался: по правилам холсты для выставки должен был отбирать педагог, но разрешения у Таннера он не спрашивал.

Император, не вдаваясь в подробности, приказал убрать картины Айвазовского с выставки. Художник попал в немилость, и его дальнейшая карьера оказалась под угрозой. Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин тщетно пытались за него. Однако им удалось переманить на свою сторону художника Александра Зауэрвейда, обучавшего сыновей императора. Этот меценат оказался более сильным: в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Он похвалил молодого человека, приказал ему заплатить деньги за работу и, кроме того, отправил его с сыном Константином в практическое летнее путешествие по Балтике, где оба молодых человека близко познакомились с парусным флотом, хотя и с разными целями. Кроме того, Айвазовского приставили к новому учителю, самому Зауэрвейду, специализирующемуся на батальной живописи.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку в Крым и Европу. Кстати, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения двумя годами ранее, потому что учителя решили, что Академия не может ему больше дать.

Зимний пейзаж (1876)

Известные картины Айвазовского: Зимний пейзаж (1876)

Снежная дорожка, в лесу или парке, по которой ходят люди, а по обе стороны огромные заснеженные деревья, которые, как молчаливые слушатели, знают все, о чем говорят прохожие. И как красиво на картинке показаны белый и серый цвет! Сколько существует оттенков белого, я даже представить не могла! А вы?

Феодосия. Лунная ночь (1852)

Ранняя картина художника изображает пейзаж, пропитанный тревогой. Огромная желтая луна встает в почти безоблачном небе. Проложите путь к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то думают.

Бледно-алый свет луны освещает парусные фрегаты, стоящие на якоре. Вы можете увидеть навес бани и фортификацию, выходящую на нее. Все это производит удручающее впечатление. Город, который спит вдали, и очертания величественных гор не могут восполнить этого. Создается впечатление, что картина в Крымской войне постепенно вызревает.

Полотно написано в 1852 году и хранится в частной коллекции.

Исаакиевский собор в морозный день

Исаакиевский собор в морозный день

Санкт-Петербург — культурная столица всей России, и именно здесь Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую затем воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе сияет из снега в морозный день, а рядом с ним катаются на санях дамы и господа на санях белые тройки с колоколами — самое популярное развлечение того времени.

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского