«Дельфин» V2 «Витамин»
Весной 2016 года по заказу ЦКБ им. Специалисты «Алексеева» нашей компании приступили к строительным работам по проекту СПК «Дельфин» В2 «Витамин». Выполнен полный комплекс интерьерных и пусконаладочных работ: разработка элементов декора по эскизам заказчика, изготовление отделки и окончательная сборка салона, наладка систем и пуско-наладочные работы. Больше информации…
«Дельфин»
Судно на подводных крыльях «Дельфин» было создано в начале 70-х годов на предприятии им. Р.Е. ЦКБ Алексеева в Нижнем Новгороде. В 2013 году у нас возникла идея воссоздать некогда забытую конструкцию быстроходного катера в новом виде. Больше информации…
«Волга» V3
Отделка, интерьер и лобовое стекло выполнены по индивидуальному заказу. Отделка высшего качества. Палуба и приборная панель выполнены из массива красного дерева, покрытого лаком. Кузов залили и покрасили материалами по системе AWLGRIP. Больше информации…
«Волга» V4
Вся отделка лодки, интерьеры, лобовое стекло и все внутреннее оборудование спроектированы и построены по индивидуальному проекту. Панель приборов выполнена из массива красного дерева, покрыта лаком. По желанию заказчика на приборной панели был установлен монитор для просмотра телепрограмм, а также устройства в стиле ретро. Больше информации…
«Волга» V5
Вся фурнитура, интерьер, лобовые стекла и все внутреннее оборудование спроектированы и построены по индивидуальному проекту, согласованному с заказчиком. Одним из нововведений стал установленный в приборной панели планшет, на котором отображается информация обо всех основных рабочих параметрах и оборотах двигателя. Его также можно использовать как картплоттер вместе со всеми другими опциями, доступными для этого устройства. Больше информации…
«Невка»
В стандартную конструкцию корпуса были внесены изменения для установки современного углового колонного двигателя, а также внесены изменения в конструкцию кормового крыла. Ходовые испытания прошли в конце мая 2016 года. Лодка держалась стабильно на своем курсе и легко развивала максимальную скорость 70 км / ч даже с 2 тоннами балласта на борту. Больше информации…
Катер «Невка»
Лодки и яхты, нет. 2 (24), 1970 г
Как уже сообщалось в сборнике «Катера и яхты» (№ 14), в Ленинграде был разработан проект и построены первые образцы нового пассажирского морского судна на подводных крыльях. В 1968-1969 годах многие отдыхающие в Крыму уже могли участвовать в испытаниях двух 14-местных лодок типа «Невка» — для прогулки вдоль побережья.
Обе лодки выполнены в открытом исполнении с рулевым постом, расположенным в носовой части кабины, и мягким съемным тентом. Корпуса изготовлены из стеклопластика на основе стеклоткани АСТТ (б) -С2-О, обработанной гидрофобной адгезией, и связующего — полиэфирной смолы ПН-3.
В центральной части лодки (салон) использована трехслойная конструкция без набора двух слоев стеклопластика с пенопластовой сердцевиной. По остальной длине корпуса обшивка усилена профилированными шпангоутами; его жесткость также придают продольные ребра (гребень), склеенные с обшивкой и одновременно являющиеся продольными ступенями. Две нижние поперечины, проходящие от транца до переборки форпика, также служат фундаментом для двигателя и верхнего редуктора угловой стойки.
Корпус собирается из предварительно сформированных профилей: внешний корпус, вклеенный в матрицу; палубы с аркой лобового стекла, комингс кокпита, подкапотное пространство и вентиляционные шахты кормового пика; внутренний корпус.
Контуры корпуса спроектированы с учетом условий для обеспечения легкого доступа к крыльям, исключения затопления и максимального снижения перегрузок при движении на высокой скорости в сложных условиях. Проверка мореходных качеств подтвердила, что при движении на всех углах носа по волновой картине и возбуждению до 4 точек включается в режим плавания, а при движении на крыльях лодка не утопает в волнах.
Отработка контура велась на буксируемых и самоходных моделях (с одновременной отработкой ряда вариантов крыльевых устройств). В результате были выбраны контуры с двумя поперечными ступенями и рядом продольных ступеней.
Фотографии катеров типа «Невка»
Блюдо с лодки «Невка»
Общее расположение катера Невка: продольный разрез и план трюма
1 — козырек; 2 — кабина пилота; 3 — моторный отсек; 4 — кормовой рундук: 5 — маршевый двигатель; 6 — угловая колонна; 7 — крыло носа; 8 — кормовое крыло; 9 — перо руля; 10 — пульт управления; 11 — бортовой шкаф; 12 — рабочее место; 13 — пассажирское сиденье; 14 — поручень; 15 — съемный тент; 16 — воздухозаборник; 17 — топливный бак; 18 — глушитель; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — неподвижный; 21 — спасательный круг.
Время спуска лодки на крыльях всего 25-30 сек. При более высокой загрузке — 20 пассажиров вместо 14 — лодка также удовлетворяет крылья и идет без заметного падения скорости.
Подводные крылья изготовлены из прочного алюминиево-магниевого сплава, за исключением полых боковых кронштейнов. Основная и боковые плоскости — стабилизаторы носового крыла имеют переменный угол атаки, полученный их технологической закруткой. Главный самолет, работающий на максимальных скоростях, имеет меньшие углы атаки, чем стабилизаторы, которые играют решающую роль при заходе в крыло. Несущие поверхности кормового крыла не имеют «закрутки» и установлены с постоянным нулевым углом атаки.
Панель управления лодкой
При разработке проекта высказывались опасения, что пластиковый корпус может быть менее жестким, чем металлический, и поэтому, особенно при работе на волнах, углы атаки крыльев будут изменяться в недопустимых пределах, а это нарушит целостность конструкции стабильность движения, затруднит попадание на крылья и т д. Также опасались, что эксплуатация лодок в Черном море будет крайне затруднена, так как незащищенные крылья будут выходить за пределы ширины корпуса . Двухлетняя опытная эксплуатация первых лодок показывает, что эти опасения не подтвердились. Простые приспособления в виде кринолинов, свисающих с койки, обеспечивали полную защиту крыльев от повреждений при стыковке и закреплении на койках даже в сложных условиях. Уже можно сделать вывод, что нормальная эксплуатация судов типа «Невка» возможна при волнении моря до 3 баллов (высота волны до 1 м); пассажиры не ощущают перегрузки. При большем волнении при движении против волн начинаются пробои от крыла носа, сопровождающиеся ударами корпуса о воду; при опоздании на волне неровностей не наблюдается.
Максимальная скорость 34 узла. Эксплуатационная скорость вполне устраивает и владельцев, и пассажиров: «Невка» за 30 минут преодолевает расстояние от Ялты до Алушты. Лодка идет из Ялты в Судак за 1 час. 30 минут, а на автобусе такая поездка занимает несколько часов.
Хорошая маневренность. Диаметр циркуляции не превышает 9-10 длин корпуса, лодка идет практически без кренов; в режиме навигации диаметр циркуляции составляет 3-4 длины тела. Остойчивость соответствует нормам Регистра СССР для судов III категории; Гарантируется непотопляемость при затоплении любых двух отсеков.
Впервые в отечественной практике дизельный двигатель был применен на Невке в качестве маршевого двигателя малого судна на подводных крыльях. Благодаря этому риск возгорания был снижен, а надежность, долговечность и рентабельность механической установки увеличились. Удельный расход топлива всего 170 г / л.с в час против 250 у бензиновых двигателей; Стоимость тонны дизельного топлива составляет 26 рублей, что почти вдвое больше, чем у бензина.
установлен шестицилиндровый V-образный четырехтактный судовой дизель марки «ЗД20» («6Ч 15/15»). Суммарная рабочая мощность двигателя составляет 235 л. С. При 2200 об / мин. Следует отметить, что дизельные двигатели ZD20 имеют вполне приемлемые габариты для установки на лодках, особенно по высоте и массе (620 кг).
Мощность на винт передается через угловую стойку «ДК-300», которая представляет собой Z-образную трансмиссию, состоящую из верхнего редуктора со встроенной реверсивной фрикционной муфтой и нижнего редуктора с приводным валом. Для передачи значительного крутящего момента с верхней передачи на нижнюю используются два вертикальных вала. Нижняя передача, размещенная в аэродинамической гондоле, установлена на полой стойке, поддерживающей кормовое крыло.
Благодаря использованию угловой стойки удалось компактно разместить все механизмы в кормовой части лодки и снизить шум в салоне до минимума.
Электрогидравлическая система управления двигателем и рулем лодки была испытана на Невке. Изменение числа оборотов и реверс двигателя осуществляется рукояткой, установленной под рулевым колесом. Эта система очень проста в использовании, но сложнее и дороже, чем гидромеханическая система, применяемая на Невке-2. Здесь рулевое управление и подача топлива к двигателю управляются механически (с помощью троса), а подачу топлива можно регулировать как ручкой, так и педалью. Реверс осуществляется переключением дисков сцепления от серводвигателя, питаемого от масляной системы двигателя.
Моторный отсек оборудован углекислотной системой пожаротушения (авиационного типа), которая активируется с места водителя; есть дренажная система для откачки воды из каждого отсека. Лодка оборудована двухпроводной системой 24 В постоянного тока. Источниками электроэнергии являются генератор мощностью 1 кВт, подключенный к главному двигателю, и две батареи 12 В 180 Ач, подключенные последовательно.
Комитет по изобретениям и открытиям Совета Министров СССР уже выдал свидетельство на промышленный образец лодки, а главный комитет ВДНХ, в котором выставлялась лодка, наградил авторов проекта медалями. Эксплуатация судов типа «Невка» в Ялтинском порту подтверждает экономическую целесообразность их массового строительства для народного хозяйства.
«Восход» (с 1973)
Эти однодвигательные теплоходы второго поколения с двумя пассажирскими каютами были созданы на замену прежним «Ракетам» и «Метеорам». Корабли построил завод «Море». Судно перевозило 71 пассажира и могло перевезти их на расстояние 500 км. На верхней палубе есть небольшая открытая площадка для любителей экстрима.
Всего с момента распада СССР было построено более 150 Восходов. В критические 90-е производство крылатых кораблей практически остановилось из-за тяжелого финансового положения завода. В 2000-х годах для голландской транспортной компании было построено 4 круизных лайнера.
Сейчас некоторые пассажирские рейсы «Восхода» можно встретить на Волге в Самарской области, а также в Украине по Днепру.
«Комета» (1961-1992)
В 1962 году на базе «Метеорова» был спроектирован первый тип корабля для плавания в прибрежных морских водах — «Комета», на котором был доработан корпус и установлены другие крылья. Они могли ходить по морским волнам до 3-4 баллов со скоростью 60 км / ч на расстояние до 100 км вглубь суши и имели трекеры для навигации.
Произведено более 130 теплоходов. Их построили на феодосийском судостроительном заводе «Море» и Потийском судостроительном заводе в Грузинской ССР.
«Метеор» (1961-1991)
В начале 1960-х годов, с развитием водного транспорта, потребовались более вместительные корабли, чем «Ракета». В 1961 году новый тип гражданского СПК «Метеор» производства Зеленодольского завода (Татарстан) с двумя двигателями, вмещавший до 120 человек, имел комфортабельную кабину с буфетной стойкой, очень напоминавшую самолет, и большую дальность полета круиз, вошел в серию 600 км. Крейсерская скорость осталась прежней: 60-65 км / ч.
Наличие второго двигателя делало путешествие более безопасным в случае выхода из строя одного из них, однако по расходу топлива корабль был сопоставим с ракетой. Благодаря футуристическому дизайну крылатый корабль выглядел как космический корабль. Всего было построено 381 такое судно.
С 2007 года конвейерная лента выпуска Метеоров на заводе была перестроена для выпуска новых теплоходов серии А45-1, но заказов на них практически не было, выпущены единицы.
Сегодня на Метеоре можно проехать только на экскурсию из Петербурга в Петергоф, на остров Валаам и в Якутию, где нет дорог.
- http://multi-tech.ru/stroitelstvo-katerov
- https://motorka.org/katera/1091-morskoy-passazhirskiy-kater-na-krylyah-nevka.html
- https://fishki.net/3320716-gordosty-rechflota-sssr-5-sudov-na-podvodnyh-krylyjah-kotorye-my-poterjali.html