Строительство катеров

«Дельфин» V2 «Витамин»

Судно на подводных крыльях Delvin V2 Vitamin
Весной 2016 года по заказу ЦКБ им. Специалисты «Алексеева» нашей компании приступили к строительным работам по проекту СПК «Дельфин» В2 «Витамин». Выполнен полный комплекс интерьерных и пусконаладочных работ: разработка элементов декора по эскизам заказчика, изготовление отделки и окончательная сборка салона, наладка систем и пуско-наладочные работы. Больше информации…

«Дельфин»

Судно на подводных крыльях Delfino
Судно на подводных крыльях «Дельфин» было создано в начале 70-х годов на предприятии им. Р.Е. ЦКБ Алексеева в Нижнем Новгороде. В 2013 году у нас возникла идея воссоздать некогда забытую конструкцию быстроходного катера в новом виде. Больше информации…

«Волга» V3

Судно на подводных крыльях Delfino
Отделка, интерьер и лобовое стекло выполнены по индивидуальному заказу. Отделка высшего качества. Палуба и приборная панель выполнены из массива красного дерева, покрытого лаком. Кузов залили и покрасили материалами по системе AWLGRIP. Больше информации…

«Волга» V4

Судно на подводных крыльях Delfino
Вся отделка лодки, интерьеры, лобовое стекло и все внутреннее оборудование спроектированы и построены по индивидуальному проекту. Панель приборов выполнена из массива красного дерева, покрыта лаком. По желанию заказчика на приборной панели был установлен монитор для просмотра телепрограмм, а также устройства в стиле ретро. Больше информации…

«Волга» V5

Судно на подводных крыльях Delfino
Вся фурнитура, интерьер, лобовые стекла и все внутреннее оборудование спроектированы и построены по индивидуальному проекту, согласованному с заказчиком. Одним из нововведений стал установленный в приборной панели планшет, на котором отображается информация обо всех основных рабочих параметрах и оборотах двигателя. Его также можно использовать как картплоттер вместе со всеми другими опциями, доступными для этого устройства. Больше информации…

«Невка»

Судно на подводных крыльях Delfino
В стандартную конструкцию корпуса были внесены изменения для установки современного углового колонного двигателя, а также внесены изменения в конструкцию кормового крыла. Ходовые испытания прошли в конце мая 2016 года. Лодка держалась стабильно на своем курсе и легко развивала максимальную скорость 70 км / ч даже с 2 тоннами балласта на борту. Больше информации…

Катер «Невка»

Лодки и яхты, нет. 2 (24), 1970 г

Как уже сообщалось в сборнике «Катера и яхты» (№ 14), в Ленинграде был разработан проект и построены первые образцы нового пассажирского морского судна на подводных крыльях. В 1968-1969 годах многие отдыхающие в Крыму уже могли участвовать в испытаниях двух 14-местных лодок типа «Невка» — для прогулки вдоль побережья.

Обе лодки выполнены в открытом исполнении с рулевым постом, расположенным в носовой части кабины, и мягким съемным тентом. Корпуса изготовлены из стеклопластика на основе стеклоткани АСТТ (б) -С2-О, обработанной гидрофобной адгезией, и связующего — полиэфирной смолы ПН-3.

В центральной части лодки (салон) использована трехслойная конструкция без набора двух слоев стеклопластика с пенопластовой сердцевиной. По остальной длине корпуса обшивка усилена профилированными шпангоутами; его жесткость также придают продольные ребра (гребень), склеенные с обшивкой и одновременно являющиеся продольными ступенями. Две нижние поперечины, проходящие от транца до переборки форпика, также служат фундаментом для двигателя и верхнего редуктора угловой стойки.

Корпус собирается из предварительно сформированных профилей: внешний корпус, вклеенный в матрицу; палубы с аркой лобового стекла, комингс кокпита, подкапотное пространство и вентиляционные шахты кормового пика; внутренний корпус.

Контуры корпуса спроектированы с учетом условий для обеспечения легкого доступа к крыльям, исключения затопления и максимального снижения перегрузок при движении на высокой скорости в сложных условиях. Проверка мореходных качеств подтвердила, что при движении на всех углах носа по волновой картине и возбуждению до 4 точек включается в режим плавания, а при движении на крыльях лодка не утопает в волнах.

Отработка контура велась на буксируемых и самоходных моделях (с одновременной отработкой ряда вариантов крыльевых устройств). В результате были выбраны контуры с двумя поперечными ступенями и рядом продольных ступеней.

Фотографии катеров типа «Невка»

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях

невка на подводных крыльях
Блюдо с лодки «Невка»

Общее расположение катера Невка: продольный разрез и план трюма

невка на подводных крыльях
1 — козырек; 2 — кабина пилота; 3 — моторный отсек; 4 — кормовой рундук: 5 — маршевый двигатель; 6 — угловая колонна; 7 — крыло носа; 8 — кормовое крыло; 9 — перо руля; 10 — пульт управления; 11 — бортовой шкаф; 12 — рабочее место; 13 — пассажирское сиденье; 14 — поручень; 15 — съемный тент; 16 — воздухозаборник; 17 — топливный бак; 18 — глушитель; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — неподвижный; 21 — спасательный круг.

Время спуска лодки на крыльях всего 25-30 сек. При более высокой загрузке — 20 пассажиров вместо 14 — лодка также удовлетворяет крылья и идет без заметного падения скорости.

Подводные крылья изготовлены из прочного алюминиево-магниевого сплава, за исключением полых боковых кронштейнов. Основная и боковые плоскости — стабилизаторы носового крыла имеют переменный угол атаки, полученный их технологической закруткой. Главный самолет, работающий на максимальных скоростях, имеет меньшие углы атаки, чем стабилизаторы, которые играют решающую роль при заходе в крыло. Несущие поверхности кормового крыла не имеют «закрутки» и установлены с постоянным нулевым углом атаки.

Панель управления лодкой
Панель управления лодкой

При разработке проекта высказывались опасения, что пластиковый корпус может быть менее жестким, чем металлический, и поэтому, особенно при работе на волнах, углы атаки крыльев будут изменяться в недопустимых пределах, а это нарушит целостность конструкции стабильность движения, затруднит попадание на крылья и т д. Также опасались, что эксплуатация лодок в Черном море будет крайне затруднена, так как незащищенные крылья будут выходить за пределы ширины корпуса . Двухлетняя опытная эксплуатация первых лодок показывает, что эти опасения не подтвердились. Простые приспособления в виде кринолинов, свисающих с койки, обеспечивали полную защиту крыльев от повреждений при стыковке и закреплении на койках даже в сложных условиях. Уже можно сделать вывод, что нормальная эксплуатация судов типа «Невка» возможна при волнении моря до 3 баллов (высота волны до 1 м); пассажиры не ощущают перегрузки. При большем волнении при движении против волн начинаются пробои от крыла носа, сопровождающиеся ударами корпуса о воду; при опоздании на волне неровностей не наблюдается.

Максимальная скорость 34 узла. Эксплуатационная скорость вполне устраивает и владельцев, и пассажиров: «Невка» за 30 минут преодолевает расстояние от Ялты до Алушты. Лодка идет из Ялты в Судак за 1 час. 30 минут, а на автобусе такая поездка занимает несколько часов.

Хорошая маневренность. Диаметр циркуляции не превышает 9-10 длин корпуса, лодка идет практически без кренов; в режиме навигации диаметр циркуляции составляет 3-4 длины тела. Остойчивость соответствует нормам Регистра СССР для судов III категории; Гарантируется непотопляемость при затоплении любых двух отсеков.

Впервые в отечественной практике дизельный двигатель был применен на Невке в качестве маршевого двигателя малого судна на подводных крыльях. Благодаря этому риск возгорания был снижен, а надежность, долговечность и рентабельность механической установки увеличились. Удельный расход топлива всего 170 г / л.с в час против 250 у бензиновых двигателей; Стоимость тонны дизельного топлива составляет 26 рублей, что почти вдвое больше, чем у бензина.

установлен шестицилиндровый V-образный четырехтактный судовой дизель марки «ЗД20» («6Ч 15/15»). Суммарная рабочая мощность двигателя составляет 235 л. С. При 2200 об / мин. Следует отметить, что дизельные двигатели ZD20 имеют вполне приемлемые габариты для установки на лодках, особенно по высоте и массе (620 кг).

Мощность на винт передается через угловую стойку «ДК-300», которая представляет собой Z-образную трансмиссию, состоящую из верхнего редуктора со встроенной реверсивной фрикционной муфтой и нижнего редуктора с приводным валом. Для передачи значительного крутящего момента с верхней передачи на нижнюю используются два вертикальных вала. Нижняя передача, размещенная в аэродинамической гондоле, установлена ​​на полой стойке, поддерживающей кормовое крыло.

Благодаря использованию угловой стойки удалось компактно разместить все механизмы в кормовой части лодки и снизить шум в салоне до минимума.

Электрогидравлическая система управления двигателем и рулем лодки была испытана на Невке. Изменение числа оборотов и реверс двигателя осуществляется рукояткой, установленной под рулевым колесом. Эта система очень проста в использовании, но сложнее и дороже, чем гидромеханическая система, применяемая на Невке-2. Здесь рулевое управление и подача топлива к двигателю управляются механически (с помощью троса), а подачу топлива можно регулировать как ручкой, так и педалью. Реверс осуществляется переключением дисков сцепления от серводвигателя, питаемого от масляной системы двигателя.

Моторный отсек оборудован углекислотной системой пожаротушения (авиационного типа), которая активируется с места водителя; есть дренажная система для откачки воды из каждого отсека. Лодка оборудована двухпроводной системой 24 В постоянного тока. Источниками электроэнергии являются генератор мощностью 1 кВт, подключенный к главному двигателю, и две батареи 12 В 180 Ач, подключенные последовательно.

Комитет по изобретениям и открытиям Совета Министров СССР уже выдал свидетельство на промышленный образец лодки, а главный комитет ВДНХ, в котором выставлялась лодка, наградил авторов проекта медалями. Эксплуатация судов типа «Невка» в Ялтинском порту подтверждает экономическую целесообразность их массового строительства для народного хозяйства.

«Восход» (с 1973)

Эти однодвигательные теплоходы второго поколения с двумя пассажирскими каютами были созданы на замену прежним «Ракетам» и «Метеорам». Корабли построил завод «Море». Судно перевозило 71 пассажира и могло перевезти их на расстояние 500 км. На верхней палубе есть небольшая открытая площадка для любителей экстрима.
Всего с момента распада СССР было построено более 150 Восходов. В критические 90-е производство крылатых кораблей практически остановилось из-за тяжелого финансового положения завода. В 2000-х годах для голландской транспортной компании было построено 4 круизных лайнера.
Сейчас некоторые пассажирские рейсы «Восхода» можно встретить на Волге в Самарской области, а также в Украине по Днепру.

«Комета» (1961-1992)


В 1962 году на базе «Метеорова» был спроектирован первый тип корабля для плавания в прибрежных морских водах — «Комета», на котором был доработан корпус и установлены другие крылья. Они могли ходить по морским волнам до 3-4 баллов со скоростью 60 км / ч на расстояние до 100 км вглубь суши и имели трекеры для навигации.
Произведено более 130 теплоходов. Их построили на феодосийском судостроительном заводе «Море» и Потийском судостроительном заводе в Грузинской ССР.

«Метеор» (1961-1991)


В начале 1960-х годов, с развитием водного транспорта, потребовались более вместительные корабли, чем «Ракета». В 1961 году новый тип гражданского СПК «Метеор» производства Зеленодольского завода (Татарстан) с двумя двигателями, вмещавший до 120 человек, имел комфортабельную кабину с буфетной стойкой, очень напоминавшую самолет, и большую дальность полета круиз, вошел в серию 600 км. Крейсерская скорость осталась прежней: 60-65 км / ч.
Наличие второго двигателя делало путешествие более безопасным в случае выхода из строя одного из них, однако по расходу топлива корабль был сопоставим с ракетой. Благодаря футуристическому дизайну крылатый корабль выглядел как космический корабль. Всего было построено 381 такое судно.
С 2007 года конвейерная лента выпуска Метеоров на заводе была перестроена для выпуска новых теплоходов серии А45-1, но заказов на них практически не было, выпущены единицы.
Сегодня на Метеоре можно проехать только на экскурсию из Петербурга в Петергоф, на остров Валаам и в Якутию, где нет дорог.

Источники

  • http://multi-tech.ru/stroitelstvo-katerov
  • https://motorka.org/katera/1091-morskoy-passazhirskiy-kater-na-krylyah-nevka.html
  • https://fishki.net/3320716-gordosty-rechflota-sssr-5-sudov-na-podvodnyh-krylyjah-kotorye-my-poterjali.html

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского