Радуга Айвазовский картина 1873 год (подробно)

Предыстория

Стихия моря, шторм, в целом изображение водных просторов — любимая тема Айвазовского, в которой ему не было равных. Но многие из этих полотен уже созданы. Крупнейший опытный галерист Павел Третьяков, друживший с художником и время от времени приобретавший его работы, хотел получить для своей галереи нечто особенное, совершенно волшебное, в котором сконцентрирован весь несравненный талант мастера. Такая сверхзадача была поставлена ​​перед художником коллекционером и поставила перед ним цель. Для настоящего таланта нет ничего невозможного: «Радуга» — это тот восхитительный и чрезвычайно волнующий пейзаж, который Айвазовский привез на выставку в Императорской Академии художеств, которую Третьяков не раздумывая купил.



История создания

На создание картины ушло всего три месяца, потому что Айвазовский из-за простоты картины постарался закончить ее как можно быстрее. Работа должна была сразу поступить во Французский музей экспериментального искусства, который на тот момент существовал уже три года подряд. При этом все работы написаны исключительно на деньги художника. В финансовом отношении никто и близко не подошел к тому, чтобы помочь ему купить краску. К тому же жизнь на побережье Кипра стоила денег, которые ранее покрывала Российская империя. После создания работы Айвазовский включил ее в список своих неудачных картин. Пока никто не знает причин, и даже любимая жена художника не могла понять, почему мужчина отказывался признать хорошее полотно удачным, не желая видеть его сильные стороны.


Девятая волна

Описание картины

Сюжет построен вокруг трагедии, произошедшей в бурном море: лодка, набитая людьми, отделилась от тонущего корабля наверху. Это экипаж терпящего бедствие парусника, который, скорее всего, ударился о подводные скалы. Катастрофа происходит прямо на берегу. Но обещает ли он безопасность, высокую и неприступную, или лодка полна людей, ожидающих окончательного обрушения? Человек на корме лодки пытается определить через брызги, где грести, чтобы не разбиться. У двоих по разные стороны весла, но разве они не беспомощны против стихии? Остальные моряки в ужасе и ждут своей участи, раздавленной в лодке, им нечего ответить, им просто нужно молиться. Под ними — устрашающий столб воды, который легко проглотит лодку, как корабль, погружающийся все глубже и глубже. Вдруг поднялся матрос и в отчаянной надежде поднял руку с туго затянутой шляпой: он увидел радугу! Вот оно, предзнаменование счастливого конца их мучений и окончательного согласия грозной бури. Да, море способно быстро шевелиться и удивительно быстро успокаиваться. Не сдавайся, сопротивляйся — каждому матросу по голове стукни. Спасение близко.




Черное море

Черное море

Где-то вдалеке, прямо на горизонте, едва виден силуэт корабля, а море вот-вот взойдет вздымающимися волнами. Второе название этой картины — «На Черном море бушует буря».

Глядя на холст, просто удивительно, как живописцу удалось передать игру волн на фоне звучащего так точно, едва заметными мазками ветра.

Пожалуй, ни одному художнику ни до Айвазовского, ни после не удавалось так реалистично изобразить море, а также передать его различные состояния.

Впечатление

Такая физическая реалистичность изображения заставляет любого зрителя замирать с первого взгляда, а индивидуальная чувствительность тут ни при чем. Это трансцендентное искусство великого Айвазовского работает как магнит и 3D-формат XIX века, так искренне погружая зрителей любого возраста в невзгоды, что хочется стереть соленые капли с лица и втиснуться глубже в лодку, цепляясь за ее берега и скамейки. Не сразу, как моряки, заметив спасительную радугу, зрители вздыхают со скрытой надеждой.

Чесменский бой

Чесменская битва

Художник также обратился к славным страницам русской истории. Победное сражение русского флота над турками в Чесменском заливе летом 1770 года на полотне Айвазовского поражает своей реалистичностью.

Горят мачты тонущих турецких кораблей, между ними в победном строю проходят корабли русской эскадры. Несмотря на кровопролитие и жестокость войны, изображение поражает зрителя невероятным спокойствием. Все кончено, пора прикрыть оружие и помочь раненым товарищам.

И снова сквозь темные тучи и пепел выглядывает диск солнца, как символ победы русских в морском сражении.

Обрамление картины тоже играет роль

Обычно художник заказывал для своих работ позолоченные рамы. Для картины «Радуга» Айвазовский заказал глубокую черную раму, которая четко контрастировала бы с очень светлым перламутровым изображением. Выглядит очень эффектно, усиливая впечатление от холста: мощь и мощь стихии — темная, страшная сила, перелившаяся радугой, которая дрожит в лучах солнца над ней, как посланцы надежды. Мудрый Айвазовский понимал, что только черная рамка может так ярко раскрыть появление многообещающей радуги. Пусть светит еще больше и вселяет надежду.

Интересное дополнение о Айвазовском наследии от Третьяковской галереи

Полотно было куплено самим автором его другом и большим коллекционером П.М. Третьяковым, считавшим «Радугу» жемчужиной русской живописи.

Читайте также: Образ защитника народа Гриши Добросклонова в композиции Некрасова, которому хорошо живется в России

На этом фото — «Радуга» Айвазовского, мнение неоднозначное: для кого будет положительно и героично, а для кого грозно будет смотреться с темной и пугающей стороны.

Само произведение написано в 1873 году, его первоначальный размер 102х132см. Картина висит не в традиционно золотой раме, а в черной — потому что в такой раме она неизвестна. Эксперты предполагают, что таким образом мастер дал понять критикам: это ответ на их обвинения в отсутствии нововведений в написании полотен.

Айвазовская «Радуга» — это своеобразная экспериментальная работа на тему бури Ивана Константиновича, потому что созданная им техника была усовершенствована, цвета приобретают не столько яркость, сколько глубину палитры — передают атмосферу битва гневного настроения на море (которое разрушило корабль со скал) и есть что-то с божественной силой. Не будем забывать, что в процессе написания художник представил себя в той группе из 13 выживших, которым пришлось испытать гнев моря, в панике они пытаются спастись, и приходит высшая помощь (это демонстрирует пересечение реки руки для молитвы и сосредоточенное выражение на лице одного из них) — что дает ощущение реальности происходящего.

«Радуга» − больше чем обычная картина?

Помимо философского смысла, изображение заключает в себе библейское значение:

Хотя изображение позиционируется критиками как представитель жанра реализма, некоторые все же определяют его как романтизм. Почему? Ответ кроется в основном элементе: феномене радуги. Сам по себе природный знак очень интересен, но в живописном смысле является олицетворением образа праведного вождя, который предстает перед группой людей, помогая избежать смерти в пучине вод.

Вечная борьба темных сил с Богом проиллюстрирована здесь битвой грозной бури и яркой радуги.

Тьма зовет, но разрушает
Свет — это непросто, но экономит деньги

Интересный факт: название картины сначала было другое — «Шторм», но из-за необычных цветовых решений и передачи той чувствительности и эмоциональности автор картины решил переименовать ее в более необычную для темы, уникальный и запоминающийся из тех моментов, которые пережил сам художник.

Радуга.
1875 г.
Разноцветная дугообразная полоса на небе, образованная в результате преломления солнечного света в каплях дождя.

Дождь все еще звенел в степи. От Грохочущего Бревна до далекого пруда посреди неба горбатая красочная радуга. (Шолохов. Девственная земля перевернулась.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984 г.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с радугой.
Успокаиваться

Шторм прошел — пока он еще дымился, лежал высокий дуб, срубленный Перунами, И серый дым от его ветвей пробегал сквозь зелень, остывшую бурей. И долгое время, все громче и полнее, в лесу звенели пернатые песни, и радуга концом дуги упиралась в зеленые вершины.

Ф. Тютчев.
1830 г.
Архип Иванович Куинджи.
Радуга 1900 года.
Радужная суббота — дождь всю неделю (Ирландия).

Если вечером появляется радуга — предвещает ясный день; если утром — на следующий день дождитесь дождя. Точно такой же знак существует у немцев.

Многие дикие люди боятся радуги. Например, дикари острова Ниас не решаются даже взглянуть на радугу, полагая, что это огромная паутина, созданная могущественным духом, чтобы поймать их тени. И они отождествляют тени с душами. И они отождествляют тени с душами.

В свете этого факта интересен обряд, который мы наблюдали несколько лет назад в одной из деревень на севере Англии. Увидев радугу, местные ребята тут же положили на землю крест из двух палочек. Когда мы спросили, зачем они это сделали, они просто ответили: «Отрицать радугу».

Углубив изучение странных обычаев и верований, мы провели небольшое расследование. Деревня называлась Лидс (Западный Райдинг, Йоркшир), и наши исследования показали, что практика «Погоня за радугой» все еще популярна среди пожилых людей. Он заключался в изготовлении креста с двумя палками и размещении на их концах четырех камешков. Но как это помогло против радуги? Старики не могли нам ничего объяснить: они знали только, что радуга должна растаять, потому что так говорили их родители и родители их родителей. Что касается того, почему это должно происходить, они никогда не знали о ней и не заботились о ней.

Все это привело нас к предположению, что разгадку тайны следует искать на небесах. Ведь хорошо известно, что древние считали небо Дорогой богов. После того, как скандинавский бог Один построил свой небесный дворец, он привел туда мост Бифрост, по которому можно было попасть туда. Бифрост был трехцветным, а посередине — красной полосой, потому что он был огненным и должен был поглотить души, недостойные войти во дворец. Таким образом, Бифрост, или Путь Богов, превратился в Путь Душ, восходящих к небу.

В Норвегии и Дании до сих пор можно найти старые надгробные плиты с руническими надписями, например: «Нагайльфр построил этот мост для своего сына Анунда.»

Что за мост здесь имеется в виду?

Конечно, радуга — это древний Бифрост, через который души переносятся по Млечному Пути к месту их вечного покоя.

Скандинавское влияние в северных графствах Англии было очень сильным: многие местные названия имеют скандинавское происхождение. Поэтому вполне можно предположить, что радуга и по сей день остается здесь как мост для душ на небеса — то есть знак надвигающейся смерти. Прогнать радугу — значит продлить чью-то жизнь; вот почему дети северных графств используют кресты, чтобы «отрицать радугу».

Читайте также: Французский художник Огюст Тульмуш (1829-1890) и его картины

В Австрии и кое-где в Германии до сих пор считается, что души умерших детей поднимаются на небеса через радугу.

Идея сравнить радугу с мостом принадлежит древним народам. У Деметры, древнегреческой богини смерти, был Орден Моста среди своих жриц; а сама она была названа Владычицей Моста. В Риме священник был строителем мостов, понтификом, поскольку он заботился о душах, путешествующих в другой мир.

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» — «Миф». 1995 г.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга 1900–1905.
Архип Иванович Куинджи.
После дождя. Радуга.
Архип Иванович Куинджи.
Радуга. Учиться.
Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
Борис Ольшанский.
Волхова с радугой 2002 г.
Иван Константинович Айвазовский.
Радуга 1873 года.
Николай Никанорович Дубовской.
Радуга.
Развитие и обогащение художественного мастерства и выразительности живописных образов Айвазовского происходило в своеобразном волнообразном ритме. Его оригинальность проявляется в том, что в огромной лавине его работ в определенный момент появляется и начинает расти интерес к изображению какого-то нового для его творчества явления. В процессе творчества он кристаллизуется во все более яркие живописные образы, пока не появится в законченной, очевидно, совершенно новой живописной работе. Так было с картиной «Радуга».

В 1873 году Айвазовский написал картину «Радуга» (ГТГ), изображающую страшный шторм на море. Волны сбросили корабль с береговых обрывов, он повернулся и еле держится. Экипаж корабля покидает его, направляясь к лодкам. Людей переполняют разные чувства. Лодки на носу готовятся врезаться в скалы: одна держит крюк, другая готовится к прыжку, третья пытается грести, четвертая машет шляпой. Некоторые из моряков сидят, съежившись, словно собираются с силами перед последним испытанием.

Айвазовский ставит нас в центр бушующей стихии. Ветер сует с гребней волн мелкую водяную пыль, которая слепит глаза. Как сквозь нее мы видим бушующие волны, нечеткий силуэт корабля в момент крушения, нечеткие границы скалистого берега. Облака в небе потеряли свои очертания и растворились в прозрачной влажной пелене, закрывавшей небо и фон картины.

Айвазовский всегда с большим мастерством рисовал волну, разбивающуюся о прибрежные камни. Он умел придать ей живое движение, хорошо изобразить, как она, измученная после удара о камень, течет небольшими ручьями по трещинам в скалах, омывая их и придавая камням блеск и глубину цвета.

«Радуга» при всей своей необычности, конечно, имеет аналогии в творчестве Айвазовского. Он написал много «жемчужных» рассветов и туманных утренних рассветов, но в этой картине неуловимое состояние природы сделано более ярким и законченным, чем в предыдущих, с большим живописным совершенством.

Радугу не раз писали художники прошлых веков и наши современники. Обычно, чтобы выделить яркость спектральных цветов, его изображали на темном свинцовом фоне грозовой тучи. Айвазовский по-другому показал радугу. Не теряя чистоты цвета соседними тонами, он воссоздал ее теми же цветами, которыми была написана вся картина, благодаря чему она приобрела прозрачность, мягкость и ту истинную свежесть и чистоту цвета, которые нам нравятся в природе; Цветовая система картины увеличилась и приобрела мягкий переливающийся радужный оттенок, сопоставив ее с самыми совершенными работами Айвазовского.

В «Радуге» художнику удалось найти и воплотить новые черты в живописном искусстве. Любопытно, что он заказал для нее массивную черную раму, а не золотую, как обычно. Этим он попытался усилить живописность изображения, подчеркнуть легкость и переливчатую четкость его цвета.

трудно найти аналогию с этим образом в русском искусстве 1970-х годов. Это было новшеством не только в творчестве Айвазовского, хотя весь ход развития его мастерства должен был привести его к столь живописному образу — картина «Радуга» была новым, более высоким этапом в развитии русской пейзажной живописи. Нити преемственности тянулись от нее до творчества А.И. Куинджи, Л.Ф. Очень показательно, что современная критика Айвазовского не заметила образа и во всяком случае превознесла другой, очень похожий по композиции, но уступающий «Радуге» по тонкости и тонкости. Новинка в исполнении — огромная картина «Буря на мысе Айя» (1875, Русский музей), написанная двумя годами позже. И только П.М. Третьяков с его врожденным талантом правильно определил свое место в русской живописи и приобрел его для своей галереи.

Айвазовский был не только одарен невероятно тонким восприятием, но и обладал разнообразными изобразительными средствами. Он умел передать постоянно меняющуюся морскую стихию во всех проявлениях и состояниях. Особенно ярко его умение и наблюдательность отразились в изображении лунных причалов.

Сравнение нескольких изображений дает ясное представление об этом. Если последовательно рассматривать картины в феодосийской галерее «Лунная ночь в Неаполе» (1850 г.), «Монастырь Сан-Джорджо. Мыс Фиолент» (1846 г.) »,« Маре »(1864 г.) и« Буря в Северном море »(1865 г.)), будет ясно видно, насколько правильно он умел выбирать из огромного арсенала приемов именно те, которые позволили ему передать свои чувства.

В изображении лунного света на этой картине Айвазовский использовал другие техники. В некоторых местах, где свет скользит по поверхности моря между волнами, слой краски распределяется в широких и плоских плоскостях, передающих ритм их движения, а в местах, где волны разбиваются о берег, их брызги сверкают в темноте ночи… Это художественно передано разнообразными мазками, такими же живыми и подвижными, как и сам элемент, который они изображают.

И совсем по-другому Айвазовский изобразил отражение лунного сияния в картине «Буря в Северном море». Он залил всю центральную часть изображения светом луны, что усилило впечатление грозной волны огромных волн. Свет, помещенный большой кистью, преследуя движение волн, придает картине глубину и лепит формы огромных волн, а свечение, как бы случайно брошенное в воду, придает неуловимое и живое движение всей картине.

Таким образом, каждый раз по-новому познавая природу и каждый раз находя необходимые и особые средства для передачи ее состояния, это удавалось делать очень немногим художникам, имеющим доступ к вершинам живописного мастерства. И в русской пейзажной живописи Айвазовский был одним из первых среди них.

Творчество Айвазовского развивалось на почве, которая питала русское искусство XIX века и было с ним связано с корнями. Его творчество соответствовало прогрессивному коллективу русских путешествующих художников. Картина Айвазовского «Черное море» висела в Третьяковской галерее вместе с передвижными картинами.

Картина «Черное море» — одно из самых выразительных произведений художника. Первоначально он назывался «На Черном море бушует шторм». Однако это имя не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. И он мечтал создать образ Черного моря, включая многие его отличительные черты.

Море изображено серым днем. Небо затянуто облаками. Весь передний план изображения заполнен волнами, идущими с горизонта. Они движутся гребень за гребнем и своим чередованием создают особый ритм и величественную структуру всей картины. Сдержанная цветовая гамма, построенная на сочетании теплых серых тонов неба и насыщенного зелено-синего цвета воды, полностью удовлетворяет суровую простоту содержания. Знание изображаемой натуры и ее глубокое понимание, расчетливая расчетливость живописных приемов привели к возникновению глубоко правдивого образа, поставившего имя Айвазовского в один ряд с ведущими мастерами русского реалистического искусства и обеспечившего его национальное признание.

Картина И.К. Айвазовского «Радуга» стала ответом художника на обвинения художника в том, что его «импровизированная» манера письма несовременна и его талант иссякает. Полотно написано в 1873 году и ознаменовало новый этап в творчестве художника.

На первый взгляд перед нами типичный для Айвазовского образ «кораблекрушения». С другой стороны, эта работа сильно отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский тем не менее подвергает их доработке и модернизации, особенно в том, что касается колористического решения картины.

Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне оттенки более сдержанные, тонко проработанные. На фото гораздо меньше «фантастики». Несмотря на явный романтизм, произведение «Радуга» отличается несомненной склонностью к реализму.

Мы видим кораблекрушение у скалистого берега. Люди отчаянно пытаются спастись на спасательной шлюпке. Художник изобразил шторм на море, как если бы он был в открытом море среди бушующей стихии. Сквозь ветер и брызги волн силуэт тонущего корабля и контуры побережья кажутся размытыми. Жуткое грозовое небо полностью сливается с морской стихией.

Колорит картины — изысканные оттенки и переходы голубоватого, розового, зеленого, сиреневого тонов. Поток солнечного света, проникая сверху вниз сквозь весь этот хаос, падает на воду разноцветной радугой. Как мираж, то мерцает, то исчезает радуга: прозрачная, завораживающая, мягкая. Волны становятся меньше и больше не опасны. Радуга сулит спасение. Уныние людей, спасающихся бегством на лодке, сменяется возрождением. Кто-то поднял руки, благодаря Всевышнему.

Общее настроение картины радостное и светлое. Художник превозносит героизм людей, победивших в неравной битве со стихией.

Помимо описания картины И.К. Айвазовского «Радуга», на нашем сайте есть множество других описаний картин разных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию эссе по картине, так и просто для более полного понимания творчества известных художников мастера прошлого.

Иван Айвазовский

Биография артиста — почти сказочный сюжет. Айвазовский был сыном обедневшего купца, но своим талантом и мастерством он получил признание среди отечественных и мировых художников и стал основоположником марины в русском искусстве.

С раннего детства проявляя желание рисовать, Айвазовский привлекал внимание архитектора своего родного города — Феодосии. От него будущий художник получил не только поддержку и напутствие, но и материальную помощь: художественные принадлежности и первые уроки рисования.

После окончания Симферопольской гимназии Айвазовский поступил в Петербургскую Императорскую Академию художеств. На четвертом курсе он был награжден золотой медалью Академии, что позволило молодому художнику выезжать за границу в качестве стипендиата вуза. Айвазовский провел несколько лет в Италии, где прославился своими морскими пейзажами.

Творчество художника, галерея произведений

Иван Айвазовский (Оганес Айвазян, Иван Гайвазовский, Айвазовский, Иван. 1817-1900), — русский живописец, мастер морского пейзажа. Самые популярные картины Айвазовского — «Радуга» (1873 г.), «Черное море» (1881 г.), «Волна» (1889 г.), «Девятая волна» (1850 г.). В картине «Девятая волна» талант мастера впервые получил высшее воплощение. Картина написана в теплых тонах и поэтому есть иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагизм сюжета, художник восхищается красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и светопропусканию море выглядит естественным и сияющим. Своеобразие творчества Айвазовского — в романтическом изображении безмерного величия и неистовой мощи моря, огненных закатов, игры волн лунного света, отваги людей, сражающихся с морем. Свидетель военных маневров Черноморского флота, Айвазовский посвятил множество изображений подвигам русских моряков («Чесменское сражение», «Наварринское сражение», оба — 1848 г.). Повышенная яркость цветовой гаммы в картинах Айвазовского постепенно сменяется стремлением к тональному единству. Иван Айвазовский в лучших более поздних работах с сдержанным цветом использует тонкие оттенки светотени для более точного и естественного воспроизведения амплитуды моря, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серию портретов приморских городов Крыма. Его карьера складывалась очень успешно. В Феодосии на вырученные деньги Айвазовский открыл художественную школу, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880 г.). Айвазовский создал около 6 тысяч картин, множество рисунков и акварелей.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «звезда первой величины, по крайней мере, не только здесь, но и в истории искусства в целом». Великий английский ландшафтный архитектор Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и определяет его как гения.

Биография Айвазовского, особенности творчества

Статья Екатерины Тарь из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992

Иван Константинович Айвазовский за свою долгую жизнь написал около шести тысяч картин. За более чем шестидесятилетний период развития русского искусства одно из постоянных мест в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского. Он был и остается художником темы, мотива; достигнув совершенства в установленных рамках, он практически не выходил за их пределы. Отношение к нему менялось, потому что выбранный им жанр нес на себе отпечаток времени истоков его становления: эпохи позднего романтизма. Море как образ природы в целом, величественная и грозная «стихия», превосходящая человека — такие представления легли в основу морских пейзажей романтиков разных стран Европы. В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «соблазнение перспективы», как они любили говорить, поражая зрителя «одой воздуха, воды и света». Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но его популярность угасла перед знаменитостью его, пожалуй, не самого талантливого ученика (после Михаила Лебедева) — Ивана Айвазовского. Иван Айвазовский родился в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связана вся его жизнь. Его талант заметил городской архитектор, в результате чего мальчика направили в Симферопольскую гимназию, а затем в Петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил свою первую работу: «Этюд воздуха на море». В 1837 г в виде исключения академический курс был сокращен на два года за особые заслуги. Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М. Лазарева, В. Корнилова и П. Нахимова, а в 1840 году был отправлен в Италию, где приобрел огромную популярность. По словам будущего ректора Академии Ф. Йордана, в каждом магазине продаются виды на море «под Айвазовским». Великий английский художник-пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и определяет его как гения. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряет Париж, Амстердам, Лондон… Вернувшись в Россию, он получает звание академика и художника Главного штаба ВМФ. «С 1845 года Иван Айвазовский живет в Феодосии помимо чистых пейзажей, участвует в своеобразной битве, в том числе историк, запечатлев в бесконечных рядах холстов все значимые победы русского оружия на море. Подвергаясь резкой критике в 1960-1970-х годах, Айвазовский не отказывается от своего техники и любимые сюжеты Иван Айвазовский скончался 19 апреля 1900 года во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Особенности творчества Айвазовского

Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами в основном как единое целое. Художник всю жизнь работает с узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за этот круг, он создает удивительно бесплодные и почти комичные вещи (такие его жанры, такие зимние пейзажи). Его мотивы: зрелищная природа, лунные ночи, экзотические восточные пейзажи; это штормы и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно разные тематические области в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах пейзажа, сложность эмоций ему неизвестна. Состояние природы всегда уникально, рассчитано на четко выраженный эмоциональный тон. Такой призыв к эмоциям был характерен для возникшей в конце восемнадцатого века эстетики «живописного» природы, апеллирующей не к разуму, а к воображению. Это еще больше усилилось в романтическом пейзаже. «Именно в картинах Айвазовского чувство находит то, о чем прямо говорится, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в 1940-х годах славянофил и знаток искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки к веку, когда он видел себя потрясенным сильными страстями »и искал« сильных ощущений ». Ведь, как отмечал Гоголь, XIX век — век эффектов. Гоголь, который восхищался Айвазовским почти так же, как Брюллова, она, вероятно, могла бы сказать о нем, что «она пытается схватить природу гигантскими объятиями и удержать ее со страстью любовника». В то же время эта эмоциональность обеспечивала четко определенный канал, по которому ощущение пейзаж должен был пройти, отсюда и символизм, которым наполнены эти образы природы. Морская стихия предстает в них как «море жизни», затерянный или умирающий корабль в нем — как символ человеческой судьбы пейзажи, мы видим различные степени этой аллегории: от попытки непосредственно изобразить символ надежды и смерти («Девятая волна») до более повествовательных и более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отходит на второй план. У Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, определившим в известном смысле творческие принципы многих русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — желание представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизирующую «волшебную творческую силу». Иван Айвазовский работал очень быстро, всегда по памяти, полагаясь на свое воображение и сдержанность тех отдельных элементов, из которых состояла картина. Художник стремился сохранить стены мастерской пустыми, давая простор для фантазий. Картины Айвазовского часто построены на контрасте, в первую очередь на свете и тени, часто придаются очертаниям «на свету». Все пронизано светом или погружено во тьму, преобладает стихия, «бездна эфира». Неслучайно гармонию берега и воды, присутствовавшую в пейзажах Сильвестра Щедрина, Айвазовский нарушает: это все более открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого пристанища. Даже Айвазовские пещеры не такие, как у Щедрина, это пещеры, в которые нужно попасть на лодке, они тоже принадлежат «морю», а не «человеческому» пространству. Композиционно поданы и идеи сверхчеловеческой «бездны»: художник направляет наши взгляды куда-то далеко на горизонт. Для него пространство всегда подавляет человека, даже если гроза не стала предметом изображения. «Эстетика эффектов», страстным приверженцем которой был Айвазовский, начала терять своих сторонников в 1860-х годах. Признавая безусловный талант художника, критики начинают говорить об архаизме и академичности его позднего романтизма.

Однако творчество Айвазовского в те годы все же несколько изменилось: появились так называемые «голубые моря» с их подчеркнуто окрашенной «атмосферой», которая, конечно, не имела ничего общего с пленэрной живописью. Кроме того, городские виды начинают занимать все большее место в его творчестве. Это был его ответ на вопрос о «реальности» в искусстве. Однако настало время, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского, Крамской, не только узнал одно из его произведений, но и включил его в свою картину «Безутешная скорбь». Это была картина «Черное море» (1881 г.): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это бесконечный океан, не бурный, а волнистый, суровый, бесконечный, а небо еще более бесконечно. Это один из самых грандиозных образов, которые я когда-либо знал ». Синтетические образы моря иногда встречаются в выразительных формах позднего Айвазовского, свободные от« бурных »проявлений, которые нравились Крамскому. Бесконечность и величие мира — идея созвучное неоромантическим устремлениям 1880-90-х годов, в том числе творчеству Айвазовского, писавшего в 1897 году: «Я только что закончил общую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной среди планет».

Анализ картины Айвазовского «Радуга» и ее оттеночная палитра

Пытаясь найти новую технику живописного изображения моря и его различных ипостасей, маринист перешел на новую, более легкую и реалистичную палитру.
Картина Айвазовского «Радуга» входит в серию полотен, выполненных в новой для него цветовой гамме. Художник использует присущие ему яркие цвета: желтый, фиолетовый, сиреневый и огненно-оранжевый, не теряя при этом реалистичности и прозрачности пейзажа.

Картины «Радуга», «В шторм», «Марина», а также некоторые полотна, написанные в 80-х годах XIX века, кажутся вышитыми тонкими линиями ярких красок. Невероятные оттенки растворяются в солоноватом морском воздухе, создавая чистые, яркие и воздушные пейзажи, где море кажется невероятно реальным и в то же время сказочно ярким.

Лунная ночь на Капри

Истинный патриот своей Родины обращался и к иностранным подданным, но море — единственная любовь художника и всегда главный герой сюжета. Иван Константинович объездил множество приморских городов мира, и каждый старался запечатлеть на холсте.

«Ночь на Капри» достойно заняла свое место в собрании Третьяковской галереи и уже не одно поколение выросло в очаровательном, мягком и романтичном пейзаже.

Лунная тропа, на фоне которой величественно плывет корабль, и спешат маленькие лодки, словно напоминая морякам о побережье, их доме, где их ждут и любят.

Пушкин на берегу Черного моря

Пушкин

Уже в детстве маленький Ованес познакомился с творчеством великого мастера пера Александра Пушкина и пронес эту любовь через всю свою жизнь, что нашло отражение в его творчестве.

В 80-е годы живописец даже создал серию картин, посвященных Пушкину. А в соавторстве с Ильей Репиной они написали бесспорный живописный шедевр «Прощание Пушкина с морем».

интересно, но в картине «Пушкин на берегу Черного моря» сложно понять, кто более задумчивый, поэт или слегка волнистое море.

Слава и семья

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом причислен к Генеральному штабу ВМФ как художник с правом ношения мундира Министерства Военно-Морского Флота.

В последующие годы карьера Айвазовского развивалась благополучно. В 1845 году, как член Русского географического общества, он отправился в плавание к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х годов художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью: посетил Осетию, Дагестан, Грузию, Армению. К этому периоду относится цикл чудесных горных пейзажей. Он также был в Египте при открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский поселился в родной Феодосии, где купил землю и построил там дом, напоминающий стиль итальянского дворца. На вилле всегда было много гостей: многие посетители хотели увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и добавил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи имени Айвазовского.

В 1848 году он женился на домработнице Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена имела сложный характер, она предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви мужа к крымскому дому и путешествиям. В конце концов, она ушла от него и стала жить отдельно, втягивая мужа в большие долги. В 1877 году он продал Эчмиадзинскому синоду прошение о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский женился на молодой вдове феодосийского купца Анне Бурназян (Саркизовой). Вместе с молодоженами он отправился в новое путешествие по странам Средиземного моря.

Среди волн

Завершим наш обзор изображением, в полной мере отражающим все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Только он смог передать красками атмосферу моря на холсте.

Буря в самом разгаре, но путь к кульминации еще долог. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью.

В хронологическом плане картина была написана позже других полотен и стала логическим, но, скорее, символическим «завещанием» мастера. Точно так же в бурлящих волнах яркая, бурная, насыщенная событиями жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского из армян.

 

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского