- Моторная лодка Обь
- Описание лодок «Обь»
- Мореходные качества «Обь-3»
- Теоретический корпус мотолодки «Обь-М»
- Технические характеристики лодки «Обь-1»
- Цена
- Мотолодка «Ока-4»
- Лодка «Обь-М» на видео
- Модификации лодки «Обь»
- Обь-1
- Обь-2
- Обь-3
- Обь-4
- Обь-5
- Обь М
- Кокпит
- Дополнение к статье
- Технические характеристики лодки «Обь-2»
- Технические характеристики лодки «Обь-3»
- Обь сегодня
- Ремонт ПВХ лодок
- Модельный ряд лодок «Обь» и отличительные характеристики
- Обь-М
- Обь-2
- Обь-3
- Обь-4
- Обь-5
- Ходовые качества
- Технические характеристики лодки «Обь-4»
- Преимущества и недостатки всей серии лодок “Обь”
- Лодка «Обь» — характеристики и отличия версий, история создания, комплектация
- «Обь 1»
- Какая цена
- Технические характеристики лодки «Обь-5»
- Технические характеристики лодки «Обь-М»
- Мотолодки “Обь”, “Обь-М”, “Обь-3”: сравнение
- Обь-2 и 2М
- Опыт эксплуатации лодки “Обь” в морских условиях
- Примечания
- Технические характеристики, сравнительная таблица
Моторная лодка Обь
Обские лодки — моторные лодки из пластика. Катер ПК-5 использовался в качестве прототипа. За короткое время лодка «Обь-1» нашла большой спрос у любителей туризма, активного отдыха и спорта. Обладает высокими ходовыми качествами и используется для навигации. Его активно используют для различных дальних плаваний, соревнований, экскурсионных прогулок и поездок на рыбалку. Он неприхотлив в эксплуатации и удобен в хранении.
Описание лодок «Обь»
Моторные лодки «Обь» имеют разные технические характеристики, которые сильно различаются в зависимости от типа лодки. Большинство моделей имеют форму подбородка с глиссирующим корпусом. Дно закручено, то есть сужается у кормы и высоко поднимается у транца. По бокам конструкции для повышения устойчивости используются були, а в Оби-3 они устранены.
Катер «Обь-3»
В кабине катера «Обь» есть сиденья для пассажиров, их технические и визуальные характеристики могут отличаться. Таким образом, «Обь-1» использует два кресла вместимостью 2 человека. В «Оби-3» и более поздних моделях вместимость увеличена до 6 человек. Везде в луке есть герметичный отсек для вещей. Стекло на катере «Обь» имеет специфический изогнутый вид, что затрудняет поиск замены в случае поломки, но хорошо защищает пассажиров. Под транцем оборудована специальная ниша, в которой также можно разместить багаж.
Лодка «Обь» в покраске нуждается нечасто, так как изготовлена по технологии изготовления дюралюминия и клепки. На материал не оказывает негативного воздействия агрессивная среда и морская вода. Толщина листов 1,5-2 М. Для герметизации швов используются специальные тиоколовые ленты.
Мореходные качества «Обь-3»
Катер «Обь-3» обладает достаточно статической и динамической устойчивостью — даже на максимальной скорости при резком смещении руля опрокинуть корабль практически невозможно.
При переходе в переходное состояние носовая волна снижается спонсорами, а подъемная сила увеличивается. А при планировании с помощью самих спонсоров в туннелях образуется воздушная подушка, снижающая смачиваемость нижней поверхности. Кроме того, из-за сгибания скул на более высоких скоростях образование волн уменьшается, а устойчивость катера повышается.
Теоретический корпус мотолодки «Обь-М»
Корпус лодки был выполнен из клепаных дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1. Система приема на работу смешанная. Ножны и перекладина печатаются из листов толщиной 2 мм. В местах стыков используйте тиоколовый герметизирующий скотч и замазку. Корпус катера собирается из двух секций: нижней и верхней (палуба), стык по всему периметру ограничен литым профилем, выполняющим роль отбойника.
Непотопляемость лодки обеспечивают пеноблоки, размещенные по бокам и в нижней части носового рундука.
Пространство под носовой частью используется как багажное отделение с герметичным люком. Дополнительное багажное отделение отгорожено на корме. Он рассчитан на размещение стандартного бака и четырех 10-литровых канистр. Для доступа к этому отсеку есть две двери, расположенные по бокам ниши под двигателем, закрытые крышками.
Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые легко снимаются с лодки или устраиваются на койках. Положение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки.
«Обь-М» оборудован лобовым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными предкрылками. Бока занавески складываются; в свернутом виде застегиваются на лямки. В комплекте весла, страховочный трос, аптечка.
Под двигателем «Вихрь-М» скорость катера «Обь-М» с водителем составляет 34-36 км / ч, а при полной нагрузке 31-32 км / ч.
Производство лодки было прервано в связи с переходом к производству катера «Обь-3».
По материалам: «Руководство по лодкам, лодкам и моторам» Г. М. Новак.
Технические характеристики лодки «Обь-1»
Лодка «Обь-1» обладает исключительными техническими характеристиками и оправдывает свою популярность благодаря:
- максимальная длина — 4,2 м;
- ширина в наибольшем сечении — 1,45 м;
- высота борта в миделе — 0,55 м;
- вес полностью укомплектованной лодки — 140 кг;
- полезная масса перевозимого груза — до 400 кг;
Моторная лодка «Обь-1»
- количество пассажиров — до 4 человек;
- максимальная мощность двигателя — 30 л вместе с.;
- максимальная скорость с двигателем 20 литров вместе с грузом и без груза — 34 и 40 км / ч;
- строительный материал — Д1;
- способ соединения — лодка на клепках.
Цена
Стоимость катера «Обь-1» в подержанном состоянии начинается от 20-25 тысяч рублей. «Обь-2» стоит в среднем около 60 тысяч рублей. Цена на «Обь-3», как на самый популярный, может доходить до 400 тысяч в зависимости от комплектации, а минимальная цена, которая была найдена на Авито, составляла 25 тысяч, но там вам придется провести несколько потных ночей с этим лодка. Гигант Обь-4 стоит около 400 тысяч рублей. «Обь-5», как самый свежий и еще не получивший широкого распространения, на просторах нашей страны стоит от 180 до 350 тысяч рублей. Новую лодку «Обь» теперь можно купить и заказать на заводе «Алмаз» только для моделей «3-1» и «5”.
Мотолодка «Ока-4»
Основные данные: | |
Максимальная длина, м | 4,25 |
Максимальная ширина, м | 1,48 |
Глубина миделя, м | 0,71 |
Угол нижней килеватости на транце | 14° |
Масса с оборудованием и принадлежностями, кг | 190 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | тридцать |
Скорость под двигателем: | «Вихрь-М» (25 CV.) |
при полной нагрузке, км / ч | 30,4 |
с водителем, км / ч | 41,4 |
Катер «Ока-4». |
Конструктор ЦКБ — на подводных крыльях
Катер «Ока-4» выпускал Горьковский авиационный завод им. Орджоникидзе. Ока родилась в агонии. Первоначальные прототипы имели угол килеватости ниже транца 6 ° и толщину обшивки 1,5 мм. При скольжении на волнах прочность корпуса была недостаточной. С другой стороны, четвертый вариант лодки был уже полностью «доработан», получил килеватость 14 ° и более толстую обшивку, что решило проблему прочности.
Корпус лодки выполнен из дюралюминия Д16АТ клепаной конструкции. Толщина внешней оболочки 2 мм. Непотопляемость гарантируют кормовой и носовой поплавки из пенопласта. Лодка оборудована съемным складным тентом и рулевой рубкой, лобовым стеклом и мягкими диванами, под которыми расположены большие рундуки. Под носовой частью есть место для багажа, защищенное от воды. Подмоторная ниша (углубление) имеет такие размеры и форму, что в ней свободно размещаются два стандартных топливных бака подвесных двигателей. Габариты кабины 2,12х1,34 м.
Было выпущено сразу три модификации лодки: 1. В описанной выше комплектации, масса — 190 кг, цена 685 руб .; 2. С жесткими сиденьями, аналогичными по конструкции мягким, вес — 171 кг, цена 640 руб .; 3. С жесткими банками без спинки, без тента и пульта, вес — 152 кг, цена 570 руб.
Модификации лодки с неполной комплектацией весили и стоили намного меньше, что позволяло покупателю выбирать лодку в соответствии с собственными потребностями и возможностями.
Значительный клиренс дна обеспечивает «Оке-4» достаточную мореходность при плавании по крупным рекам и в прибрежной зоне водоемов и морей. Для стабильного скольжения при полной нагрузке Оке-4 нужен двигатель мощностью 25 л.с., а при нагрузке 300 кг достаточно двигателя мощностью 20 л.с.
Лодка «Обь-М» на видео
С 1975 года вместо катера «Обь» выпускается дюралюминиевый катер «Обь-М». При разработке обводов использовались результаты модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена нижняя килеватость в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при волнении на море (рис.
Obi-M может выходить волнами до 3 баллов на расстоянии до 3 км от берега. Вторая разработка, заменившая наклонные чаши, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки до максимума скорость лодки снижается незначительно — всего на 3-4 км / ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины палубы в кормовой части корпуса значительно повысили безопасность мореплавания.
Основные данные | |
Максимальная длина, м | 4,24 |
Максимальная ширина, м | 1,52 |
Глубина миделя, м | 0,61 |
Угол килеватости транца нижний | 4-й |
Масса с оборудованием и принадлежностями, кг | 170 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. (кВт) | 30 22) |
Скорость с ПМ объемом 30 литров вместе с полной загрузкой, км / ч | 32 |
Производитель и конструктор — Новосибирский авиационный завод им. Чкалова.
Модификации лодки «Обь»
Первые чертежи лодки появились в советских журналах в 1964 году. Несколько лет ее собирали, налаживали производство на заводах в Новосибирске и Горьком (ныне Нижний Новгород). Мы разработали лодку на базе опытного образца ПК-5, который так и не пошел в серийное производство. Выбор дюралюминия Д-1 в качестве материала определил его прочность и стойкость. Несмотря на поношенный вид, наличие царапин и вмятин, многие лодки успешно сохранились до наших дней.
Слегка доработанные, с установкой новых двигателей, они радуют владельцев не хуже дорогих импортных экземпляров.
Обь-1
Эта лодка впервые была изготовлена в 1967 году. Детали скреплялись заклепками, в качестве герметика использовалась липкая лента, проложенная под перекрытием. Корпус выполнен глиссирующим, с двумя бортовыми носами и заостренной носовой частью, которая благодаря внутреннему пространству приподнималась при движении на высоких скоростях, снижая водонепроницаемость катера Обь 1. Длина достигала 4,2 метра, а общая бордюрность вес был 140 кг. Двум взрослым мужчинам удалось поднять и переместить лодку на небольшое расстояние.
Обь-2
Последующая модификация мало отличалась от опытной серии. Немного увеличились габариты и усилено кормовое полотно, что позволило установить мощные 40-сильные двигатели. Однако в СССР такие были редкостью.
Катер «Обь» этой модификации выпускался недолго, поэтому найти «живой экземпляр» сегодня сложно.
Обь-3
Когда вышла третья модификация, модель долгое время находилась в производстве, поэтому конструкторы немного доработали корпус моторной лодки «Обь-3», причем в сторону основного назначения маломерного корабля — «прогулочный катер». «. Боковые чаши исчезли, обороты увеличились (но только с мощным двигателем). Правда, устойчивость на поворотах снизилась, а увеличенные габариты уже не давали возможности переносить лодку в руке или, в лучшем случае, перетаскивать ее перетаскиванием. Но доработка дюралюминиевого сплава на Д-16 оказалась успешной.
Обь-4
он ближе не к лодкам, а к легким катерам, так как имеет корпус длиной 7,2 м и шириной 2 м. Вес увеличился до 600 кг, а грузоподъемность — до рекордных полутора тонн. Рекомендуемый двигатель для этой лодки — 100 л.с вместе с. Для рыбалки небольшой компанией или прогулок по воде лодка «Обь» слишком велика, поэтому она менее востребована.
Обь-5
Родился из идеи современной российской промышленности, выпускается с 2000 года. За основу была взята известная третья модификация, но длина была увеличена до 5,6 м, а масса — до 500 кг. Киль увеличен для улучшения мореходных качеств.
Обь М
Улучшенная версия пронумерованных советских модификаций. Заводские конструкторы избавили корабль от чаш, увеличили тягу, расширили кормовую часть для устойчивости. В остальном изменения, кроме более совершенной внутренней отделки, No. Значительно позже вышла усовершенствованная Обь-3М, вобравшая в себя достоинства предшественников.
Кокпит
Как и самые популярные модели самодельных моторных лодок,« Обь »отличается автомобильной компоновкой. Управляющие элементы расположены здесь ближе к левой стороне. Прямо перед панелью управления находится диван. Двухсекционное лобовое стекло помогает эффективно защитить экипаж от брызг воды и встречного ветра.
Дополнение к статье
За время, прошедшее с момента подготовки статьи, конструкторское бюро товаров народного потребления разработало некоторые улучшения конструкции Obi-M, которые будут представлены в серии, начиная со второй половины 1977 года.
Изменены размер и форма люка переднего багажника. Колода теперь состоит из одного листа. Усиленные петли крышки люка. Под панелью передней кабины, на шп.
предусмотрено устройство, позволяющее заблокировать переднюю стойку. Изменена форма лобового стекла и его краев. Трубчатый край стал заметно жестче, что позволило снять переднюю стойку и сделать стекло цельным, а не композитным. Изменена форма и крепление палатки; его стойки выдвигаются по оси, что позволяет регулировать тент по высоте. Изменен угол наклона сидений. Транец был значительно изменен, а его опора была усилена. Дно кормового подмоторного отсека выполнено съемным; это вместе с боковыми крышками, которые можно складывать по бокам, позволяет убирать подвесной мотор, снятый с лодки, и закрывать его в кормовом отсеке со стандартным баком.
Технические характеристики лодки «Обь-2»
Лодка «Обь-2» выпускалась ограниченным тиражом, поскольку по характеристикам практически не отличается от «Оби». Срок изготовления составлял несколько лет, за это время было выпущено не более 100 штук. Достоверных характеристик не установлено, но они практически не отличаются от Оби-1. Акцент в модели сделан на улучшение качества внутренних элементов, корпус взят за основу из предыдущей модели и не претерпел изменений.
В моделях Обь-2 повышен комфорт пассажиров и капитана, чему способствовали:
- мягкие сиденья со специальным покрытием от влаги (иногда используется кожзаменитель);
- установлен спидометр;
- редукторный тип рулевой колонки;
- встроенный насос;
Катер «Обь-2»
- сигнальные огни для прогулок в темноте;
- транцевая зона усилена, возможна установка двигателя до 40 л с., но оптимальным вариантом остается 30 л вместе с.;
- грузовой отсек для хранения расположен спереди;
- лебедка;
- в комплект входит тент и специальные арки для него. Его можно использовать не только на стоянке, но и в дороге;
- Аккумулятор.
Технические характеристики лодки «Обь-3»
Лодка «Обь-3» по задумке разработчиков взяла на себя замену старых моделей «Обь» и их доработанный вариант. Обработка производилась исходя из пожеланий пользователей, которым за время работы предыдущих версий удалось сформировать образ оптимального дизайна. Лодка «Обь-3» имеет схожие характеристики, основные отличия корпуса — небольшое увеличение габаритов и оснащения.
Катер «Обь-3» — технические характеристики:
- максимальная длина — 4,3 м;
- ширина в наибольшем сечении — 1,56 м;
- высота борта в миделе — 0,55 м;
- вес полностью укомплектованной лодки — 185 кг;
Катер «Обь-3»
- полезная масса перевозимого груза — до 400 кг;
- количество пассажиров — до 4 человек;
- максимальная мощность двигателя — 30 л.с.;
- максимальная скорость с двигателем мощностью 30 л.с с нагрузкой — 40 км / ч;
- строительный материал — Д16, Д1;
- способ подключения — клепанная лодка.
Новшеством лодки «Обь» среди всего модельного ряда стало использование материала — Д16. Дуралюминий Д16 немного отличается от Д1, но прочность такого соединения еще больше.
Обь сегодня
Несмотря на то, что серийное производство лодок давно остановлено, они активно эксплуатируются рыбаками и охотниками. Современные технологии позволяют делать каждую модель комфортнее, устанавливая новые лобовые стекла, более современные двигатели, добавляя в комплектацию тенты или мягкие сиденья. При хорошем тюнинге Обь не уступает современным моделям — это не раз было доказано на практике. Причем стоимость самой лодки не так высока, как цена ее ремонта или улучшения.
Ремонт ПВХ лодок
В Великом Новгороде
Модельный ряд лодок «Обь» и отличительные характеристики
Итак, мы рассмотрели основные параметры первого образца серии, но неоднократно отмечалось, что у лодки «Обь» огромный модельный ряд. А теперь пора внимательнее присмотреться к доработкам этого алюминиевого корабля.
Обь-М
Первая усовершенствованная версия «Оби» помимо названия получила букву «М». Этот вариант корабля был разработан в 1975 году и отличался от оригинала следующими характеристиками:
- Увеличилась нижняя килеватость и увеличилась габаритная ширина;
- Раковины заменены на вторую скулу, дека закруглена в носовой части;
- Непотопляемость обеспечивают пеноблоки;
- Снижена сложность производства;
- Добавлен багажник для баков и канистр;
- Улучшенное оборудование кабины;
- Лобовое стекло получило прочную кромку, с помощью которой крепился тент.
Поэтому изменились и технические характеристики подводной лодки «Обь-М». С введением дополнительной скулы уменьшилась ударная нагрузка волн, но корпус корабля стал углубляться в волну, что снизило мореходные качества лодки. Кроме того, с увеличением веса до 170 кг уменьшилась и максимальная скорость — ее значение остановилось примерно на 36 км / ч.
Обь-2
Поскольку лодка «Обь-М» не получила отличных технических характеристик, конструкторы вернулись к первоначальному варианту, лишь немного переоценили борта, расширили кокпит и улучшили элементы интерьера. В целом модель стала более технологичной, но по эксплуатационным характеристикам полностью идентична первой «Оби».
Обь-3
Третья модификация получила обводы тримарана и отделку салона, выполненную с учетом отзывов и пожеланий владельцев предыдущих версий. В результате общая длина увеличилась до 4,3 м, а борта стали по 55 см. Также изменилась масса третьей лодки «Обь»: вес корпуса стал 187 кг. Кроме того, дюралюминий Д1 заменили на Д16, что повысило прочность конструкции. Отметим, что есть специальные версии Оби-3: спорт, подводное крыло и платформа.
Обь-4
Четвертая модель «Обь», разработанная в 1998 году, получила в народе прозвище «Сибирский богатырь». Эта лодка длиной 7,2 м и шириной 2 м способна выдержать рекордную нагрузку в 1,5 тонны! При этом вес самого корабля составляет 600 кг, а рекомендуемая мощность ПЛМ — 130 «лошадиных сил».
Обь-5
Фактически, модернизированный образец Obi-3, выпущенный в 2000 году. В конструкцию были добавлены передние линии тримарана и спонсоры, улучшающие приближение корабля к волне. Кроме того, у модели минимальная килеватость.
Ходовые качества
Ходовые испытания показали, что конструкторы понимают, что от них требуется. По сравнению с предшественниками «Обь» и «Обь-М» моторная лодка «Обь-3» имеет лучшую устойчивость, развивая скорость до 40 км / ч при полной загрузке. Остойчивости более чем достаточно, чтобы не допустить опрокидывания корабля на полном ходу и при резком смещении руля. Испытания проводились на наиболее приемлемой длине волны. Кабина не разбрызгивается при всех углах носа по отношению к текущим волнам.
Технические характеристики лодки «Обь-4»
Разработкой и созданием подводной лодки «Обь-4» занимался новосибирский завод «Алмаз». Высокая грузоподъемность дала ему народное название «Сибирский Богатырь». Для лодки этого класса он может выдержать рекордные 1,5 тонны, вес, отлично переносимый конструкцией, и который позволяет развивать скорость до 50 км / ч. Если вы хотите определить, какая лодка «Обь» лучшая по грузоподъемности, вам следует отдать предпочтение этой модели:
- максимальная длина — 7,2 м;
- ширина по наибольшей площади — 2 м;
Катер «Обь-4» с открытой палубой
- высота борта в миделе — 0,82 м;
- при полной нагрузке минимальный боковой свес над водой составляет 0,64 м;
- вес полностью укомплектованной лодки 600 кг;
- полезная масса перевозимого груза — до 1500 кг;
- количество пассажиров — до 6 человек;
- рекомендуемая мощность двигателя — 100 л.с вместе с.;
- максимальная мощность двигателя — 130 л.с вместе с.;
- при использовании двигателя мощностью 100 лошадиных сил скорость составляет 50 км / ч;
- пригоден для волн высотой до 1,2 м;
- строительный материал — Д1Т;
- способ подключения — клепанная лодка.
Преимущества и недостатки всей серии лодок “Обь”
Преимущества
- Универсальная моторная лодка для любых ПЛМ в пределах допустимой мощности.
- Отличные скоростные и разгружающие характеристики каждой мощности двигателя, за что лодка «Обь» очень часто становится главным героем победителей различных спортивных соревнований.
- По ходовым качествам обьские конструкторы наткнулись только на модель «М», и поэтому только тогда, когда море было неспокойным. В остальном модели обладают очень хорошими и сбалансированными ходовыми качествами. Маневренность, волновая проходимость, возможность скольжения — все на очень достойном уровне.
- Хорошая грузоподъемность для моторной лодки такого размера.
- Качественное соединение кузовных деталей клепкой и дополнительным усилением швов.
- Повышение уровня комфорта с каждой новой моделью.
Недостатки
- Ранние модели имели минимальный объем багажного отделения, но к середине 1970-х инженеры решили эту проблему.
- Обитаемость первых моделей была очень низкой. Сиденья были не удобными, не было возможности спать, не было защиты от солнца и дождя.
- Изначально мореходность лодки была ниже средней. Волны более 70 см были противопоказаны Оби. Модель «М» вообще любит нырять под волну (в народе «пикирование») и противопоказана при носовой нагрузке и резких стартах, что чревато уходом катера под воду. Только в «тройке» и в дальнейшем проблемы с судоходством были полностью устранены.
- Отсутствие возможности твинлинга до 4-й модели, но умельцы решили эту проблему своими руками.
Лодка «Обь» — характеристики и отличия версий, история создания, комплектация
Начинается новый парусный сезон, и мы продолжаем наш обзор алюминиевых моторных лодок по доступной цене: ведь сейчас самое время купить и испытать новую лодку. Правда, сегодня героем нашего материала станет не новинка, а парусник «Обь», известный многим еще со времен Советского Союза. Мы рассматриваем технические характеристики лодки, изучаем историю модификаций, а также рассказываем о ходовых качествах и тюнинге лодки. Сразу заверяем, что, несмотря на год выпуска, катера серии «Обь» по многим параметрам могут составить конкуренцию современным моделям, чем, собственно, и объясняется ее популярность.
«Обь 1»
Производство моторной лодки «Обь» началось еще в советское время. Сбалансированные технические характеристики, неприхотливость в эксплуатации, легкий корпус и отличные мореходные качества сделали его очень популярным среди любителей мотоспорта. Продуманная конструкция кокпита позволяет разместить на борту катера 4 человека, возможность установки навеса сделает использование катера «Обь» комфортным в любых погодных условиях.
Какая цена
Реальная цена лодки «Обь-1» составляет 1,5–2 тысячи долларов, но все зависит от наличия и типа двигателя, что значительно увеличивает стоимость конструкции. Лодка «Обь-М» — цена существенно не отличается от первой модели, так как технические характеристики во многом остались прежними. Повышение цены может достигать 500 долларов.
Самая распространенная среди остальных лодок — Обь-3, ее стоимость начинается от 5500 долларов.
важно изучить фото лодки «Обь» вне зависимости от модификации, так как часто встречаются тюнингованные модели.
Технические характеристики лодки «Обь-5»
Катер «Обь-5» начал производство в 2000 году на заводе «Алмаз». Имеет средние показатели эффективности ниже «Обь-4». Большая часть конструкции была заимствована у Оби-3. Очертания оказались отличными в эксплуатации, соответственно остались прежними. Спереди стропы тримарана объединены, а в корме они напоминают «крыло чайки», отрыв лодки минимален. Спонсоны используются для гашения ударных волн в носу, что еще больше увеличивает подъемную силу. При планировании со спонсорами создается воздушный карман, чтобы уменьшить влажную поверхность лодки.
Лодка «Обь-5» запущена в производство в 2000 году на заводе «Алмаз»
Характеристики:
- максимальная длина — 5,6 м;
- ширина в наибольшем сечении — 1,56 м;
- высота борта в миделе — 0,78 м;
- при полной нагрузке минимальный боковой вылет над водой составляет 0,60 м;
- вес полностью укомплектованной лодки 500 кг;
- полезная масса перевозимого груза — до 965 кг;
- количество пассажиров — до 6 человек;
- рекомендуемая мощность двигателя — 55 л.с вместе с.;
- максимальное расстояние для автономного плавания — 550 км;
- при использовании двигателя мощностью 100 лошадиных сил скорость составляет 60 км / ч;
- пригоден для волн высотой до 1,1 м;
- необходимое количество топлива — 10 л / час;
- емкость бака — 100 л;
- строительный материал — Д1Т;
- способ подключения — клепанная лодка.
Катер «Обь-5»
Есть доработанная модель для патрулирования. Он до сих пор используется на некоторых патрульных станциях. Катер «Обь-5П» имеет ряд других технических характеристик:
- длиной менее 1 м — 4,6 м;
- грузоподъемность — до 850 кг;
- осадка — до 0,16 м;
- способен развивать скорость до 70 км / ч;
- вес пустого — 440 кг;
- количество пассажиров — 4 человека.
Технические характеристики лодки «Обь-М»
Лодка «Обь-М» — более современная модель, чем дюралюминиевый вариант «Обь». Модификация осуществляется и запускается в производство с 1975 года. В процессе обработки был увеличен нижний отряд в носовой части, что позволило снизить волновую нагрузку. Лодку разрешено использовать при волнении до 3-х баллов. Максимальное рабочее расстояние от берега — 3 км.
Наклонные були были заменены на вторую кромку, что увеличило поверхность глиссирования и улучшило стартовые качества. Под нагрузкой резкого снижения скорости «Обь-М» нет. Развитие лодки Обь-М привело к увеличению габаритной ширины кормовой конструкции, что позволило повысить безопасность использования.
Катер «Обь-М»
Технические характеристики катера «Обь-М:
- максимальная длина — 4,24 м;
- ширина в наибольшем сечении — 1,52 м;
- высота борта в миделе — 0,61 м;
- вес полностью укомплектованной лодки 170 кг;
- полезная масса перевозимого груза — до 400 кг;
- количество пассажиров — до 4 человек;
- максимальная мощность двигателя — 30 л.с вместе с.;
- максимальная скорость с двигателем 30 литров вместе с грузом и без груза — 32 и 36 км / ч;
- строительный материал — Д1;
- способ подключения — клепанная лодка.
Мотолодки “Обь”, “Обь-М”, “Обь-3”: сравнение
Основные данные: | «Обь” | «Обь-М” | «Обь-3” |
Максимальная длина, м | 4.20 | 4,24 | 4,30 |
Максимальная ширина, м | 1,45 | 1,52 | 1,56 |
Глубина миделя, м | 0,55 | 0,61 | 0,67 |
Угол нижней килеватости на транце | 4-й | 4-й | — |
Масса с оборудованием и принадлежностями, кг | 140 | 170 | 185 |
Грузоподъемность, кг | 400 | 400 | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 | 4 | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 25 | тридцать | тридцать |
Скорость под двигателем: | «Турбина» (20 л.с.) | «Вихрь-М» (25 авт.) | «Турбина-30” |
при полной нагрузке, км / ч | 34 | 31 ~ 32 | 40 |
максимальная, км / ч | 40 | 34 ~ 36 | — |
Обь-2 и 2М
На смену первой модели вскоре пришла версия под номером «2», которая, однако, не приобрела особой популярности и довольно быстро получила в названии букву «M». Длина «2М» увеличилась до 4,29 м, ширина — до 1,58 м. Несущая конструкция усилена 6 рамками. Нижний обтекатель увеличился, толщина алюминиевых листов на днище увеличилась до 2 мм по всей площади. На этот раз был использован металл марки Д16, имеющий более высокую прочность.
Катер «Обь-2М» получил два багажных отделения: в районе вспомогательного моторного отсека и под палубой. Доступ к первой осуществляется через распашные двери по бокам ниши, а для второй предусмотрена крышка в передней переборке. В багажнике моторного отсека с комфортом разместятся 3 топливных бака по 20 литров каждый.
Улучшились комфорт и обитаемость. Сиденья не закреплены жестко, их можно устанавливать в разных местах. Если вы решили переночевать на лодке, их легко можно расширить так, чтобы появилось два полноценных спальных места. Увеличилось общее количество вещевых отделений. Теперь появилась возможность установить навес. Пеноблоки были размещены в боковых переборках и в области носового рундука для увеличения плавучести, поэтому воздушный карман в носовой части был исключен. А обводы корпуса лодки получили дополнительные «скулы».
Опыт эксплуатации лодки “Обь” в морских условиях
Двое моих соседей по стоянке одновременно управляли лодками «Обь» и «Обь-М» в бухте Петра Великого. В качестве друзей они совершали совместные поездки, что давало возможность напрямую сравнивать характеристики кораблей. Сначала один из них купил подержанную «Обь». Требования, предъявляемые к кораблю, были следующие: легкий, дешевый, безопасный. Перед покупкой протестировал лодку на метрической волне под «Вихрь-М”.
Несмотря на все свои усилия, он не смог ни перевернуть лодку, ни погрузиться в волну. Конечно, из-за отсутствия брызговиков и плоского днища на корме «Обь» плескалась и принимала сильные удары, но он посчитал это неизбежным злом и приобрел лодку. Позже, эксплуатируя «Обь», он несколько раз убедился в ее прекрасной прорастании на волне и динамической устойчивости.
Лодка уверенно прошла попутную и косую волну, принимая сильные удары только при движении прямо против ветра и волны. Однако всегда была возможность немного изменить неблагоприятный курс и притормозить, чтобы избежать сильных ударов. Для борьбы с брызгами он немного увеличил размер лобового стекла и сделал съемные боковины из прорезиненной ткани, чтобы защитить их от брызг.
Его друг хотел купить такую же лодку, но «Обь» уже сняли с производства, подержанную лодку найти не удалось, и ему пришлось купить
«Обь-М» оказалась гораздо менее пригодной для мореплавания, чем старая «Обь”
«Обь-М». По сравнению со старой «Обью» в новой лодке было удобнее размещать туристическое снаряжение, но уже при первых выходах в море выяснилось, что «Обь-М» копает на проходящей волне. Рассматривая теоретические конструкции обеих лодок, трудно понять, что вызвало такие изменения в мореходности. Однако факт остается фактом: «Обь-М» оказалась гораздо менее пригодной для мореплавания, чем старая Обь”.
Несколько раз, совершая совместные поездки, друзья убеждались, что старая «Обь» легко поднималась на волну, а «Обь-М» уже несла воду на палубу. В спокойной воде ходовые качества Оби-М под Вихрем-30 соответствовали ходовым характеристикам Оби под 25-сильным Вихрем-М; Пришлось постоянно работать «летчиком», чтобы не уткнуться в волну.
Владелец «Оби-М» был даже вынужден прикрепить к носу лодки специально изготовленный лопаточный фальшборт, но это почти не помогло.
Владелец старой «Оби» сожалел, что при покупке лодки еще не было возможности купить «Бирючину-22», с которой «Обь» показывала бы даже лучшие экономические характеристики.
Опыт других лодок также показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. Кроме того, при длительной эксплуатации выяснилось, что парапет и продольный комплект «Оби-М» из дюралюминиевого уголка оказались подвержены сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Система должна была оставить неизменными очертания старого ПБ и обновить внутреннюю планировку, сделать кресла и рундуки более удобными, заменить воздушные отсеки плавучести на пенопласт и т.д. На новой лодке. Так родился Обь-3”.
Примечания
Кроме того, в 1971–1973 годах на Горьковском авиационном заводе имени С. Орджоникидзе было выпущено около 7000 моторных лодок типа Обь-2, мало отличавшихся от Оби (форма форштевня, небольшая прибавка в весе).
Катер «Обь»
Исходные данные: «Обь» Длина габаритная, м — 4,20 Ширина габаритная, м -1,45 Глубина миделя, м — 0,55 Угол килеватости днища на транце — 4 ° Масса с оборудованием и припасами, кг — 140 Грузоподъемность, кг — 400 Пассажирский мощность, чел — 4 Допустимая мощность ПМ, л.с. — 25 (30) Скорость под двигателем: «Вихрь» (20 л.с.) при полной нагрузке, км / ч — максимальная 34, км / ч — 40
Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластиковая моторная лодка «ПК-5», проект которой опубликован в сборнике «Катера и яхты» №1. 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым характеристикам и мореходным качествам «Обь» быстро завоевала популярность у любителей водного, автомобильного спорта и туризма в нашей стране. Он широко используется для спортивного плавания на длинные дистанции, соревнований, прогулочных катеров и рыболовных судов. Он отличается неприхотливостью в эксплуатации и относительно небольшим весом, что облегчает его хранение на берегу. «Обь» имеет гофрированный корпус с остроконечными скулами, с «закрученным» днищем с сужающейся к транцу кормой и высокой скулой в носовой части. Важными элементами, повышающими устойчивость и мореходные качества лодки, являются боковая отделка длиной 2,5 м, которая вместе с водонепроницаемым отсеком в носовой части гарантирует непотопляемость лодки. Общий объем чаш — 65 литров, носовое отделение — 200 литров.
Теоретический корпус моторной лодки «Обь». В кокпите 2,1х1,15 м установлены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке есть небольшой багажник. Для осмотра герметичного носового рундука на палубе предусмотрен люк с герметичной крышкой, закрепленной на винтах. Кабина защищена спереди изогнутым лобовым стеклом. На транце оборудована подмоторная ниша. Корпус лодки клепаный и изготовлен из дюралюминиевых пластин Д16 толщиной 1,5 ~ 2мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты. Лодка была доставлена в торговую сеть без тента и с минимальными расходами. Производство этой модели было остановлено в связи с переходом на производство быстроходного катера Обь-М. Мой комплект: Лодка: «Обь» (1973 г.в.) ПЛМ: «Нептун-23» (22 л.с., 1981 г.в.)
Транспортировка на прицепе для легкового автомобиля, немного модифицированного для этих целей. Основная цель использования набора — «рыбалка выходного дня» для 2-3 человек, иногда только вечером прокатиться с семьей по реке, искупаться в каком-нибудь ручье, полежать на песке. Из плюсов: относительно небольшая лодка, я могу опускать и поднимать с прицепа за одну. Хорошо работает на (низких) волнах. Вполне управляемо. Легко скользит. Из минусов: не хватает места на троих с вещами. Когда вы находитесь в лодке, вы должны сидеть по центру (на мой взгляд, перемещение руля на правый борт, как говорят, помогает). Немного неудобная подача для использования с двигателем на роторном культиваторе (но я не собираюсь этого делать).
С 1975 года вместо катера «Обь» выпускается дюралюминиевый катер «Обь-М». При разработке обводов использовались результаты модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена нижняя килеватость в носовой части, благодаря чему уменьшены ударные нагрузки при волнении на море (рис. 8). Obi-M может выходить волнами до 3 баллов на расстоянии 3 км от берега. Вторая разработка, заменившая наклонные чаши, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки до максимума скорость лодки снижается незначительно — всего на 3-4 км / ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины палубы в кормовой части корпуса значительно повысили безопасность мореплавания.
Основные данные | |
Максимальная длина, м | 4,24 |
Максимальная ширина, м | 1,52 |
Глубина миделя, м | 0,61 |
Угол килеватости транца нижний | 4-й |
Масса с оборудованием и принадлежностями, кг | 170 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. (кВт) | 30 22) |
Скорость с ПМ объемом 30 литров вместе с полной загрузкой, км / ч | 32 |
Технические характеристики, сравнительная таблица
Характерная черта | «1” | «2” | «3” | «4” | «5” | «5П” | «М” |
Максимальная длина, (м.) | 4.2 | 4.2 | 4.3 | 7.2 | 5,6 | 4.6 | 4,26 |
Максимальная ширина, (м.) | 1,45 | 1,45 | 1,56 | 2.0 | 1,56 | 1,56 | 1,56 |
Высота борта на миделе, (м.) | 0,58 | 0,58 | 0,67 | 0,82 | 0,78 | 0,78 | 0,65 |
Траверса, (мм.) | 380 | 380 | 390 | 390 | 390 | 390 | |
Меньший угол килеватости на миделе | 4 | 4 | 4 | 12 | 4 | ||
Пассажировместимость, (чел.) | 4 | 4 | 4 | 12 | 6 | 4 | 4 |
Грузоподъемность, (кг.) | 400 | 400 | 400 | 1500 | 965 | 400 | 400 |
Максимальная мощность двигателя, (л.с.) | тридцать | тридцать | тридцать | 130 | 55 | 55 | тридцать |
Скорость при полной нагрузке двигателя, (км / ч) | 40 | 40 | 40 | 50 | 60 | 70 | 36 |
Масса пустого, (кг.) | 140 | 140 | 185 | 600 | 500 | 440 | 170 |