- История и характеристики полотна
- Йоола — 1 863 погибших
- «Плот «Медузы»» (Теодор Жерико): описание
- Султана — 1 800 погибших
- Истланд — 845 погибших
- Титаник — 1 517 погибших
- Взрыв в Галифаксе — 1 950 погибших
- Биография автора
- Паром Эстония — 852 погибших
- Императрица Ирландии — 1 012 погибших
- Т. Жерико «Плот «Медузы»»: анализ картины
- Критика
- Процесс создания полотна
- Сюжет и композиция картины
История и характеристики полотна
Об истории оперы «Кораблекрушение» почти ничего не известно. Айвазовский написал эту картину в 1884 году, скорее всего, в своей мастерской в Феодосии. Картина художника-мариниста навеяна поездкой по Средиземному морю, совершенной в 1882–1883 годах, сразу после заключения второго брака, с вдовой феодосийского купца Анной Бурназян.
Жанр картины «Кораблекрушение» — морской пейзаж, стиль работы — романтизм — ее знаменитый маринист придерживался на протяжении всей своей карьеры. Исходные размеры полотна неизвестны, форма — горизонтальный прямоугольник. Полотно «Кораблекрушение» Айвазовский создал, как обычно, на холсте масляными красками. Сегодня картина принадлежит Армении. «Кораблекрушение» экспонируется в Ереване, в Государственной картинной галерее Армении.
Йоола — 1 863 погибших
Сенегальский государственный паром перевернулся у берегов Гамбии 26 сентября 2002 года. В результате катастрофы погибли по меньшей мере 1863 человека. 26 сентября 2002 года паром Yoola отправился из Зигинчора в районе Казаманса в одно из своих обычных рейсов в столицу Сенегала Дакар. За время плавания на судне, рассчитанном на перевозку около 580 пассажиров, разместилось около 2000 человек. По дороге корабль перевернулся из-за сильного ветра у берегов Гамбии. Подробные отчеты показывают, что это произошло менее чем за пять минут.
«Плот «Медузы»» (Теодор Жерико): описание
Вся композиция изображения разбита на несколько частей. Живописец отказался от классических параллелей. Изображенные на переднем плане обнаженные тела умерших отсылают зрителя к традиционным мотивам торжества и превосходства смерти над жизнью, характерным для европейского искусства того времени. Океан на полотне практически не виден, но художнику удалось полностью передать ощущение нависшей над людьми угрозы и бессилия человека над беспощадной стихией.
Когда в 1819 году работа была завершена и выставлена в Салоне, автор решил ее немного поправить. Работа Жерико над «Плотом Медузы», а точнее его поправка, прошла прямо во время его демонстрации на выставке. Он решил добавить еще двух человек в нижний левый угол фигуры, чтобы окончательно придать композиции форму пирамиды.
Султана — 1 800 погибших
Пароход «Султана», плывший по реке Миссисипи, был разрушен взрывом в одном из четырех котлов 27 апреля 1865 года. Это привело к крупнейшей морской катастрофе в истории США. Около 1800 из 2400 пассажиров на борту погибли. Пароход затонул недалеко от Мемфиса, штат Теннесси.
Истланд — 845 погибших
Это было пассажирское судно, базировавшееся в Чикаго. Его использовали для экскурсий к Великим озерам. Корабль затонул 24 июля 1915 года из-за стихийного бедствия. Это было крупнейшее кораблекрушение в районе Великих озер.
Титаник — 1 517 погибших
«Титаник» — британский пароход компании White Star Line, один из трех судов-побратимов олимпийского класса. Самое большое пассажирское судно в мире на момент постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и затонул через 2 часа 40 минут. На борту находились 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Катастрофа Титаника стала легендарной, по ее сюжету снято несколько фильмов.
Взрыв в Галифаксе — 1 950 погибших
Взрыв в Галифаксе — это взрыв, произошедший в четверг, 6 декабря 1917 года, в портовом городе Галифакс. После сильного взрыва французского военного транспорта Mont Blanc, груженного взрывчаткой, который произошел после столкновения Mont Blanc с норвежским судном Imo, порт и значительная часть города были полностью разрушены, а в результате взрыва возникли пожары, около 9000 человек люди получили ранения.
Биография автора
Иван Константинович Айвазовский, или Оганес Геворкович Айвазян, родился в конце июля 1817 года в Феодосии. Будущий художник происходил из купеческой семьи. Айвазовский принял решение посвятить свою жизнь живописи еще подростком. Получила прекрасное образование:
- Айвазовский прошел начальное обучение в Феодосийском уездном училище.
- После — окончил Симферопольскую гимназию по классу живописи И.-Л. Грубый.
- В 1833 году Айвазовский, благодаря стараниям городского головы Казначеева, был принят в Академию художеств в северной столице. Здесь художник создал свои первые картины — под руководством Воробьева (пейзажи), Таннера (морские сюжеты) и Зауэрвейда (батальные картины).
- В 1838 году Айвазовский окончил Академию раньше положенного срока, получив золотую медаль.
По окончании учебы художник-маринист уехал в командировку. В 1838-1840 гг. Айвазовский писал картины в Крыму, в 1840–1844 годах объездил большую часть Европы. Уникальный талант и мастерство мариниста уже в юности привели художника к европейскому признанию. По возвращении в Российскую Империю художник получил должность в Главном штабе ВМФ и должность профессора Академии художеств.
За свою жизнь, полную событий, Айвазовский успел объехать полмира, стать свидетелем настоящих морских сражений, заниматься благотворительностью, развитием искусства и благоустройством своего родного города — Феодосии. Айвазовский продолжает рисовать и в старости. Многие из его выдающихся произведений, такие как «Среди волн», «Кораблекрушение» и «Морской залив», написаны в конце жизни художника. Один из крупнейших художников-маринистов умер в 1900 году в возрасте 81 года.
Паром Эстония — 852 погибших
Паром «Эстония» был построен в 1979 году в Германии на верфи «Meyer Werft» в городе Папенбург. «Эстония» затонула в ночь с 27 на 28 сентября 1994 г. В результате этого погибло 852 человека из 1049, находившихся на борту. Первоначально паром был построен для компании Viking Line и получил название «Viking Sally». Предполагалось, что он будет курсировать между Турку, Мариехамном и Стокгольмом. В 1986 году он был продан Silja Line и переименован в Silja Star, сохранив прежний курс. В 1991 году паромом управляла Wasa Line, полностью принадлежащая Silja Line, и паром, который теперь называется Wasa King, начал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео. В январе 1993 года шведская компания Nordström & Thulin и Эстонское пароходство (Estonian Shipping Company, сокращенно ESCO) создали совместное предприятие Estline (EstLine A / S), которое приобрело паром Wasa King, переименовав его в Эстонию»).
Императрица Ирландии — 1 012 погибших
Императрица Ирландии — канадское пассажирское судно, хранящееся на верфи Гована недалеко от Глазго, Шотландия. Спущенный на воду в январе 1906 года, он проходил ходовые испытания до 27 июня 1906 года. Одно из крупнейших судов в своем классе, принадлежащее канадской Тихоокеанской пароходной компании. Выполнялись рейсы между Англией и Канадой. Комфортность помещений, высокая скорость корабля, а также отличный сервис на борту океанского лайнера снискали ему популярность среди желающих пересечь Атлантический океан. Во время своего следующего плавания 29 мая 1914 года «Императрица Ирландии» столкнулась с норвежским угольным судном Sturstadt на реке Святого Лаврентия и через 14 минут затонула на глубину более 40 метров. На его борту было 1477 человек (420 членов экипажа и 1057 пассажиров).
Т. Жерико «Плот «Медузы»»: анализ картины
Картина написана в только что появившемся романтическом стиле. Фактически, это была одна из первых картин, написанных в этом стиле. В дальнейшем он сыграл значительную роль в формировании этого направления в европейской живописи XIX века. Картина полностью передает атмосферу и дух трагедии. Глядя на нее, созерцатель испытывает очень сильные эмоции и переживания, которые надолго пронизывают все тело и разум. Это вызывает ураган переживаний и размышлений. С технической точки зрения работа отличная. Цвета идеально подобраны, композиция идеально подходит для демонстрации фактуры. Образы людей, страха, смерти и гнева на их лицах представлены очень правдоподобно и многозначительно.
Критика
Для Теодора Жерико «Плот« Медузы »» стал одним из первых серьезных произведений. Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. То, что изображение удалось показать, было настоящим чудом. Действительно, в то время Салон был заполнен произведениями, прославляющими монархию и религию. Картина кораблекрушения, произошедшая совсем недавно и имевшая большой резонанс, была явно провокационной, обнажая несостоятельность государственной власти.
Сам Людовик XVIII говорил об этом образе, но его слова были восприняты неоднозначно, поэтому каждый интерпретировал их по-своему. По общему мнению, изображение понравилось королю. Разоблачение и очернение властей Франции, очевидные политические мотивы, скрытые в сюжете произведения, были восприняты общественностью по-разному. Оппоненты высоко оценили изображение, а сторонники власти отнеслись к нему с неприязнью.
Процесс создания полотна
Незадолго до создания Теодора Жерико «Плот« Медуза »была выпущена его картина« Потоп », которая считается своеобразным предшественником. Чтобы максимально правдоподобно представить это трагическое событие, художник изучил все В его распоряжении имеются документальные свидетельства и даже личная встреча с очевидцами. Чтобы изображения мертвых были более реалистичными, художник посещал местные морги и делал там наброски. Искусствоведы полагают, что Жерико был знаком с брошюрой Савиньи, которую он посвятил катастрофе фрегат «Медуза».
Описание картины Жерико «Плот« Медузы »» и ее анализ позволяют в полной мере прочувствовать то, что создатель хотел передать зрителю. Работа над полотном была очень напряженной, но он был полностью ею поглощен. Жерико поставил его хороший друг, художник Эжен Делакруа, который не только наблюдал за процессом создания изображения, но и оказывал помощь и поддержку своему другу.
Сюжет и композиция картины
Сюжет картины «Кораблекрушение» трагичен: на картине изображены люди, потерпевшие кораблекрушение, но спасшиеся на лодке. Небольшой корабль борется с набегающими волнами в свете заходящего солнца, спасая своих пассажиров. Айвазовский разместил лодку прямо в центре картины «Кораблекрушение», она занимает большую часть изображения. Справа кораблю угрожает гигантская волна, которая растет как стена. Однако, объединив композицию «Кораблекрушение» с лучами восходящего солнца, разбивающимися с той же стороны, Айвазовский вселяет надежду на спасение.
В лодке 14 человек, спасшихся с затонувшего корабля. «Кораблекрушение» показывает им бушующие весла в попытке преодолеть сопротивление бушующих стихий. Мужчина у носа корабля, терпя бедствие, машет платком. По сюжету картины «Кораблекрушение» на море продолжается шторм — бушует ветер, волны разбиваются друг о друга. Но облака уже редеют, постепенно рассеиваются и пропускают солнечный свет. Это значит, что шторм скоро утихнет и пережитое кораблекрушение не станет фатальным для тех, кто отчаянно борется за свою жизнь в одинокой лодке.