Картина Всемирный потоп, Айвазовский Иван Константинович: описание, автор, история создания шедевра

Краткая история полотна

Работа «Потоп» была создана в 1864 году. Художник-маринист был вдохновлен итальянскими фресками и религиозными картинами, которые он видел в Риме, Венеции и Ватикане. Айвазовский начал работать над масштабным полотном в 1862 году, но позже возобновил работу над этим же произведением. В результате появилось два варианта картины: одна написана акварельными красками на листе бумаги, другая масляными красками на холсте. Жанр «Потоп» относится к религиозной живописи, ее композиция близка к направлению романтизма.

Впервые «Потоп» был представлен широкой публике на ежегодной выставке, организованной Академией художеств, картина имела огромный успех и была восторженно встречена критиками и простыми зрителями. В 1865 году Айвазовский продал полотно императору Александру II, который, в свою очередь, подарил его Эрмитажу. В 1882 году картина побывала в Москве, на Всероссийской выставке, в 1891 году на Международной выставке в Германии, в Берлине. В настоящее время «Всемирный потоп» хранится в Государственном Русском музее в Михайловском замке (Санкт-Петербург).

«Церковное искусство должно развиваться, жить своей жизнью, становиться другим, меняться», – художник Иван Лубенников

«Картину Фомы написал сам» - 5 любимых картин художника Павла Гавриченкова

Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка

Художник Сергей Тутунов: Когда лицо на портрете приближается к лицу

Появилась новая интересная версия происхождения красного коня на знаменитой картине Петрова-Водкина

Всемирный потоп


«Наводнение длилось сорок дней. Когда начала прибывать вода, она подняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода продолжала заливать землю. Ковчег плыл, и вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла самые высокие горы под небом. Вода поднялась на пятнадцать локтей над ними, и горы скрылись под водой.

И тогда погибли все жители земли: птицы, скот, звери и все существа, которыми была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все жители земли — все умерли. Все, что было на земле — люди, домашний скот, все живые существа и птицы неба — все было стерто с лица земли. Выжили только Ной и те, кто были с ним в ковчеге. Потоп длился сто пятьдесят дней »(Бытие 7: 17-24).

«Образ Фомы писал с себя» — 5 любимых картин художника Павла Гавриченкова

«Вознесение Девы Марии» Караваджо: какие «знамения Христа» этот противоречивый гений скрыл в своей картине

«Трескотня, вопли, вой…»

Творческое плодородие Айвазовского было колоссальным, этаким неиссякаемым рогом изобилия, часто вызывавшим критику со стороны критиков за некоторую поверхностность его творчества. Айвазовский оставил нам около 6000 картин, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.

Удовлетворенность повседневной жизнью, феодосийская усадьба, по словам Чехова, «роскошна, как-то сказочна; такие владения, вероятно, находятся в Персии », а роль« отца города », благотворителя, мецената, который в Феодосии управляет системой водоснабжения и строит археологический музей и картинную галерею, участвует в строительстве железной дороги и устраивает в городе грандиозные фестивали, где гостей угощают супом «Черное море», пуншем «Везувий», ликером «Флуд» и десертом «Кальма» — все это названия картин Айвазовского.

Сама атмосфера театральных ужинов, сказочная усадьба легко сочетается с возвышенной романтической атмосферой оперы самого Ивана Константиновича.

Романтизм (Романтизм — идейно-художественное направление конца XVIII — первой половины XIX веков. — Ред.), С одной стороны, приукрасил действительность, превратив ее в сказку, в мечту, где полно идеальная жизнь цветущей красоты и гармонии. Впереди «Вид Константинополя в лунном свете» (1846 г.) и «Море. Коктебель» (1853 г.) Айвазовского, его тропинки в лунном свете по гладкой поверхности ночного моря и «впитывающие» воды венецианской лагуны of noi — это сказка на море с ароматом таинственности, уносящая нас в прекрасные далекие дали.

Закат над Великой Лаврой. Сант'Атос. 1846 г

Закат над Великой Лаврой. Сант’Атос. 1846 г

С другой стороны, это искусство культивировало пафос свободы, индивидуального протеста, героизма, титанической личности или экзотического образа, короче всего, что бесконечно далеко от прозаики, мелочности и пошлости повседневной жизни. И вот романтическая морская живопись Айвазовского щедро одарила нас штормами и кораблекрушениями во всех концах света: «Буря в Северном Ледовитом океане» (1864 г.), «Буря в Северном море» (1865 г.), «Петр I в Красной Горке, свет огонь для сигнала умирающих кораблей »(1846 г).

Достоевский иронично прокомментировал тягу этого художника к внешним «картинным» эффектам, сравнивая Айвазовского с Дюма-отцом: «Г-н Дюма пишет необычайно легко и быстро, г-н Айвазовский пишет тоже. Оба они поражают своей необычайной зрелищностью, потому что они совсем не пишут обыденное, они презирают обыденное .. у обоих сказочный характер: растяжки, треск, крики, завывания ветра, молнии…»

Однако за искусством салона, частью которого было творчество Айвазовского, стоит особое сознание и видение мира, не касаясь его, трудно выбрать правильный критерий оценки творчества художников салона.

«Успение Девы Марии» Караваджо: какие «знаки Христа» скрыл в своей картине этот противоречивый гений

«Голгофа» Питера Брейгеля: давайте проанализируем символы и загадки большой картины

Сошествие Ноя с горы Арарат


«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля высохла, Бог сказал Ною:« Выйди из ковчега с твоей женой, сыновьями и женами сыновей. И выведи всех животных — и птиц, и скот, и живые существа, которые бегают по земле: пусть земля будет полна ими, будет плодородна и многочисленна ». И Ной вышел из ковчега вместе со своими сыновьями, своей женой и женами своих детей, а за ним пришли звери, маленькие живые существа, птицы — все жители земли, взгляд за взглядом «(Бытие 8: 14-19).

Переход евреев через Красное море


«И сказал Господь Моисею:« Протяни руку твою над морем — вода возвратится и потопит египтян, колесницы и всадников! «Моисей простер руку свою над морем, и наутро море возвратилось. Египтяне немедленно побежали навстречу его водам — ​​и Господь бросил египтян в бездну морскую! Вода вернулась и поглотила их всех: колесницы , всадники и все войско фараона, преследовавшие сынов Израилевых по дну моря. Ни один египтянин не выжил! И сыны Израилевы пошли ко дну моря, как по суше; справа от них был стена из воды и слева стена из воды. И спас Господь сынов Израилевых в тот день от Египтян »(Исход 14: 26-30).

Мистика или фантастика?

Даже когда Айвазовский брался за библейские темы, он оставался художником-маринистом, выбирая те сюжеты, в которых морская стихия играет не последнее значение: «Потоп», «Сотворение мира», «Христос на Генезаретском озере», «Хождение по воде».

трудно объяснить, почему Айвазовский вдруг обратился к библейским сюжетам, заинтересовался метафизическими вопросами. По словам ее морских пехотинцев, сложно проследить вектор ее духовных движений, почувствовать противоречия внутри самого человека, личного эмоционального переживания автора. В письмах, в заметках он тоже не выходит, так сказать, на «диалог с вечностью». Но, как бы то ни было, он обратился к евангельскому рассказу «Хождение по водам» с верной последовательностью и сделал шесть вариантов образа в разные годы. Последний был завершен в 1897 году, за два года до смерти художника.

Ходите по воде. 1888 г

Ходите по воде. 1888 г

Перед нами момент, когда лодка с учениками Христа упала в бурю в море: И лодка была уже посреди моря и колебалась, потому что ветер был противный. В четвертую стражу ночи Иисус пошел к ним, идя по морю. И ученики, увидев его идущего по морю, испугались и сказали: это привидение; и они закричали от страха. Но тотчас Иисус заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это я, не бойся. Петр ответил ему: Господи! Если это ты, прикажи мне подойти к тебе по воде. Он сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы приблизиться к Иисусу, но, увидев сильный ветер, испугался и, начав тонуть, воскликнул: Господи! Спаси меня. Иисус тут же протянул руку, поддержал его и сказал ему: у тебя мало веры! Почему вы сомневались? И когда они вошли в лодку, ветер прекратился (Мф 14: 24-32).

В вечных образах христианской культуры Айвазовский пытается понять тему героического упования человека на Бога во всех жизненных бурях — внешних и внутренних. Здесь очевиден символизм моря как моря жизни.

Но в художественной интерпретации сюжета Айвазовский остается, прежде всего, романтиком, с неизбежным переходом романтики в пафос: фигура Христа, светящаяся холодным светом луны, что действительно делает его похожим на привидение, мерцающий свет на воде, голубовато-серый, «ночной» тон задается не мистически, а, скорее, фантастической системой в изображении. Внешние эффекты важнее духовного смысла. Мистическим замыслам художника не суждено было сбыться.

«Голгофа» Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины

Въезд Господа в Иерусалим на картине Игоря Сушенка

Биография автора

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в 1937 году. При рождении получил имя Ованес Геворкович Айвазян — художник принадлежал к известной купеческой семье армянского происхождения. Проявив с детства незаурядные способности, Айвазовский получил хорошее образование. Будущий художник окончил Феодосийское училище, в 1830 году стараниями Казначеева был зачислен в Симферопольское училище, а уже в 1833 году Айвазовский стал учеником Академии художеств.

Сначала он изучал художника у Воробьева, затем перешел к французскому маринисту Таннеру, затем закончил обучение у художника-баталиста Зауэрвейда. Впервые Айвазовский выставил свои работы в галерее Академии в 1836 году. 1837 год, художник. Школу Марино окончил с золотой медалью, через год отправился в путешествие в Крым. В 1840 году Айвазовский посетил Европу: он посетил Францию, Италию, Швейцарию, Нидерланды.

Образы молодого художника получили признание европейской публики. По возвращении на родину Айвазовский поселился в Феодосии и был назначен художником Морского штаба Империи. В последующие годы маринист активно работает, путешествует по миру, выставляется в крупнейших городах России, Европы и США. В то же время Айвазовский занимается благоустройством и культурным развитием Феодосии. Знаменитый художник скончался весной 1900 года.

Описание картины

Полотно «Потоп» раскрывает общую историю из Библии. Айвазовский выбрал его, как еще один известный мотив «Хаос. Сотворение мира» из-за морских пейзажей. Изображение «Потоп» изображает глобальное бедствие, которое поглотило почти все живое на Земле в толще воды. Композиция изображает момент, когда была затоплена почти вся земля, за исключением самых высоких скал: именно на них группа людей в центре полотна нашла временное пристанище. Первоначальный масштаб полотна Потопа — 246,5 × 319 см. Картина настолько велика, что может занимать почти всю стену.

В отличие от большинства других своих катастрофических сюжетов, Айвазовский не может оставить героев с надеждой в своем произведении «Потоп» — все неизбежно погибнут. В отчаянии люди тянутся к восходящему солнцу, но оно не может умиротворить стихию и приносит лишь временное облегчение. Облака и море на полотне «Потоп» одинаково густые, темные, непроницаемые. Вода обманчиво спокойна, но дождь продолжает идти: грозовые тучи плотно закрыли небо, не оставляя сомнений в исходе представленной катастрофы.

Цветовая гамма

«The Flood» выполнен в широком диапазоне естественных оттенков, от интенсивных светлых до почти черных тонов. Цветовое сочетание работы делит ее на две части: одну, освещенную теплым солнечным светом, и ту, которая теряется в темноте. В композиции «Потоп» Айвазовский использовал следующие тона и оттенки:

  1. Серый.
  2. Кремовый цвет.
  3. Желтый.
  4. Светло-бежевый.
  5. Темно-синий.
  6. Темно-зеленый.
  7. Синий.

Сквозь облака просвечивающий солнечный свет, который Айвазовский изобразил в верхнем левом углу снимка, освещает скалу, окрашивая ее в теплые оттенки желтого и светло-бежевого. Синие покрывала служат ярким акцентом на сером каменном фоне. Вода в композиции «Потоп» переливается темно-зелеными и серо-голубыми тонами. Небо темно-серое с зеленовато-голубыми отблесками.

Сюжет полотна

Пенистое море снова появилось в творчестве гениального мастера. Скорее, полотно изображает необузданную мощь необузданной стихии по отношению к сюжету Священного письма. Акцент делается на самом море, на его грозной красоте и величии, даже на жестокости. Кисть живописца демонстрирует победу огромных аукционов над всем существующим. Ужасные гребни волн не пощадят ничего живого, потому что есть определенные законы, по которым действуют стихии, и они жесткие и непоколебимые. Автору нужно было показать, насколько сильной может быть природа по отношению к любому человеку. Вы не можете это остановить, а если действительно окажетесь в пучине воды, пути назад нет.
Непреодолимая стихия притягивает к себе, как гипноз. Люди умирают в морских глубинах — вся палитра цветов предвещает трагический исход, невозможность спасения. В гениальной картине Айвазовского «Потоп» мы видим отчаяние человека, оставшегося наедине с грозной стихией. Для человечества это единственная возможность очищения — только так люди могут найти искупление и милость от Создателя. Море часто представляется автору универсальной основой природы и истории, даже грехи и тьма исчезают с водой, стихия учителя — это проблеск надежды и веры, несмотря на тьму и боль.
Результат работы предполагает выход из тьмы в другую сферу: в мир света и добра. Это подчеркнуто светлыми красками в левой части изображения, прямо над группой людей, измученных борьбой со стихией — как будто облака расходятся и блаженный свет уносит грешные души. С помощью красок художнику удалось передать на холсте ощущение жизни, глубокие переживания, поэтому, глядя на картину Айвазовского «Потоп», мы до сих пор испытываем такие глубокие и искренние эмоции.

Форма искусства: живопись

Сюжет и объекты: религиозная сцена

Стиль: Романтика

Техника: Масло

Материалы: холст

Дата создания: 1864

Размеры: 246,5 × 319 см

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Работают в подборках: 38 подборок

 

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского