Картина «Волна» Айвазовский: описание, автор, история создания, анализ

Об истории создания уникального полотна

Практически все работы Айвазовского имеют морскую тематику. Кроме того, художник воспринимает море как живого персонажа. Он может быть ласковым и добрым, разъяренным, разъяренным, спящим и добродушным. В картинах периода завершения творчества маринист создал собирательный образ моря.

У Айвазовского была отличная память, поэтому он рисовал картины на основе увиденного, добавляя немного фантазии. На полотне «Онда», написанном в Феодосии в 1889 году, запечатлен образ грозы, увиденной художником собственными глазами. Возможно, эта картина — напоминание о страшной буре, в которую Айвазовский попал во время одного из своих путешествий и чуть не умер от наступления сильных волн. Полотно «Волна» гигантских размеров 505304 см хранится в Русском музее. Санкт-Петербурга.

Радуга (1873)

картина Айвазовского Радуга

Иван Константинович, выросший и долгое время живший у моря, страстно любил его. Но бурные события 19 века наложили свой отпечаток на творчество мастера.

Море на полотнах Айвазовского часто бывает бурным, неспокойным, как на картине «Радуга». Небольшое судно, не выдержав ударов стихии, предательски накренилось и вот-вот утонет. Люди, надеясь на спасение, перебрались на крошечные лодки и продолжают выдерживать грозный шторм.

Но даже здесь, в явно обреченной ситуации, художник вселяет надежду на лучшее. Маленькая чайка, тревожно бьющаяся между небом и несущимися волнами, кажется, указывает людям путь к спасению. А радуга… Библейский символ окончания потопа.

Сцены из каирской жизни (1881)

Картина Айвазовского Сцены из жизни в Каире (1881)

Маринист Айвазовский написал это произведение специально к торжественному событию, а именно к открытию Суэцкого канала в Египте в 1869 году, куда автор морских пейзажей был делегирован в составе особой группы представителей россиян. Его работа заключалась в том, чтобы запечатлеть глобальное событие, что он блестяще сделал. Египет и все его чудеса впечатлили художника-мариниста, который после этой работы написал еще пару картин на восточные темы, забыв на время о своем любимом море.

Исаакиевский собор в морозный день

Исаакиевский собор в морозный день

Санкт-Петербург — культурная столица всей России, и именно здесь Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую затем воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе сияет из снега в морозный день, а рядом с ним катаются на санях дамы и господа на санях белые тройки с колоколами — самое популярное развлечение того времени.

Коротко о живописце

Айвазовский Иван Константинович

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в 1817 году 29 июля. Семья художника была небогатой. Отец — Константин Айвазян был армянским купцом. Иван с юных лет проявил талант к рисованию. Учился в Симферопольской гимназии, а затем, в 1833 году, был зачислен на учебу в Петербургскую Академию художеств на государственные средства.

Во время учебы в Академии Айвазовский проявил незаурядные способности, поэтому в 1838 году его вскоре выпустили из учебного заведения и отправили для самостоятельного исполнения художественных произведений в Крым. Потом была длительная поездка за границу. Сначала художник уехал в Италию, где прожил 2 года и писал картины, затем уехал в другие европейские страны и в 1844 году вернулся в Петербург.

В 1844 году маринист стал художником в военно-морском штабе России, а в 1845 году Айвазовский уехал в Крым и поселился в Феодосии. Это был его родной и любимый город, в котором он прожил до самой смерти. И.К. Айвазовский до конца своих дней занимался искусством, постоянно искал новые идеи и формы, чтобы показать красоту моря. Картина «Волна» написана ландшафтным архитектором за 2 года до смерти. Айвазовского 2 мая 1900 года в Феодосии.

Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)

Русская эскадра на рейде Севастополя (1846 г)

Очень красивая и важная картина в коллекции Ивана Константиновича, потому что он очень любил и ценил Россию, которая была его родиной, поэтому каждый успех и победу он принимал за свой счет и гордился, как своим. Он хотел показать всю мощь и красоту русского флота, и у него это получилось очень хорошо.

Айвазовский восточные сюжеты

Да, Иван Константинович Айвазовский всю свою жизнь писал в одном жанре, то есть изобразил море, море и снова море, но мало кто знает, что в его коллекции картин есть и другие пейзажи, например, восточные сюжеты. Автор родился в Крыму и происходил из древней армянской семьи. Образы, передающие быт восточных людей, также заслуживают нашего внимания.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)

Бриг

Это одна из моих любимых картин Ивана Айвазовского. Эта работа художника, любящего изображать бурное море, кораблекрушения и штормы, наоборот, очень яркая, чистая и на первый взгляд спокойная. На нем изображен бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, но, несмотря на это, похоже, ничего не предвещает беды. Море немного грубоватое, прозрачно-голубое, небо усыпано белыми перьями, и только с одной стороны видны серые облака, а паруса всех трех кораблей белые, как снег.

Изображенные объекты на холсте

Главная роль в образе Волны принадлежит сердитому морю. Началась страшная буря. Огромная волна накрыла корабль, оставив на поверхности только верхушку мачты. Матросы, пытаясь спастись, схватили его. Корабельная лодка, балансирующая на гребне волны, будет опрокидываться каждую минуту, потому что она перегружена людьми. В картине «Волна» Айвазовский изобразил следующие детали и предметы:

  • огромные серо-зеленые булькающие морские волны;
  • мачта затонувшего корабля с порванным красным флагом;
  • три человека цепляются за спасительную нить, уходящую под воду;
  • лодка с моряками и несколько человек, упавших за борт.

Яростная, могущественная морская стихия жестоко обращается со слабыми. В картине «Волна» Айвазовский изобразил трагическую ситуацию. Понятно, что эти борющиеся со штормом люди обречены. Даже когда шторм закончился, у них практически нет шансов на жизнь, так как они окажутся в открытом море на деревянных обломках корабля.

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)

Работа несет в себе умиление, нежность и позитив, ведь мастер кисти изобразил радость встречи с родственниками, которые давно не виделись. Наконец, морской царь и покровитель мореплавателей Нептун отпускает их на берег, где их уже принимают семьи, в данном случае — жена и дети одного из рыбаков. Айвазовский всегда работал маслом, и его картины получались живыми, яркими, красочными и сочными. Эту встречу художник нарисовал не только повсюду, но и на одном из участков Тирренского моря, на западном побережье Италии, что придает определенный романтизм.

Штиль (1885)

Спокойствие (1885)

Среди множества картин, на которых живописец морской стихии изображает бушующую водную стихию, нашлось место картине, изображающей спокойный и спокойный бирюзовый штиль. Глядя на эту работу, я хочу достичь того же синего берега и насладиться теплыми лучами солнца, греясь и наблюдая за плывущим по течению красивым парусным кораблем, окруженным горами справа и окаймленным сверху сладкими облаками, чистыми, как небо.

Есть у художника и другие виды пейзажей…

Боевые сюжеты

Посадка Н. Н. Раевского в Субаши

Высадка Н. Н. Раевского в Субаши, 1839 г

Пейзажист обожал историю своей Родины, поэтому в его коллекции есть целая серия художественных произведений «Батальные сюжеты», в которых Айвазовский изображает ход исторических сражений и морских сражений. Вот несколько примеров…

Зимний пейзаж (1876)

Известные картины Айвазовского: Зимний пейзаж (1876)

Снежная дорожка, в лесу или парке, по которой ходят люди, а по обе стороны огромные заснеженные деревья, которые, как молчаливые слушатели, знают все, о чем говорят прохожие. И как красиво на картинке показаны белый и серый цвет! Сколько существует оттенков белого, я даже представить не могла! А вы?

Чесменский бой (1848)

Чесменская битва

Художник также обратился к славным страницам русской истории. Победное сражение русского флота над турками в Чесменском заливе летом 1770 года на полотне Айвазовского поражает своей реалистичностью.

Горят мачты тонущих турецких кораблей, между ними в победном строю проходят корабли русской эскадры. Несмотря на кровопролитие и жестокость войны, изображение поражает зрителя невероятным спокойствием. Все кончено, пора прикрыть оружие и помочь раненым товарищам.

И снова сквозь темные тучи и пепел выглядывает диск солнца, как символ победы русских в морском сражении.

Мощь и красота стихии

Айвазовский, часто совершавший поездки (поездка из Голландии в Англию, поездка в США, участие в морской экспедиции Ф. Литке), не понаслышке знал крутизну моря. Во время одного из путешествий на корабль, пересекавший Бискайский залив, обрушился шторм, настолько сильный, что парижские газеты сообщили о кораблекрушении и смерти художника. Возможно, картина Айвазовского «Волна» — одно из воспоминаний мастера, перенесенных им на холст: известно, что художник работал по памяти, делая зарисовки с натуры, а затем работая над ними в своей мастерской. Таким образом, Айвазовский мог импровизировать, не привязываясь к конкретному моменту.
В последние годы работы художник изменил цветовую схему своих картин, посвященных морской стихии. Если раньше виды, изображенные на его полотнах, освещались солнечным светом и вызывали споры среди публики на тему «Этот свет нарисован или за картиной стоит свеча?» Светлые оттенки здесь используются мастером для изображения густой пены, которая появляется на гребнях бушующих волн во время сильной бури. Свечение, которое танцует на вершине колодцев и которое, кажется, освещает их изнутри, является отражением молнии, летящей сверху из тяжелых свинцовых облаков.
Центральный «персонаж» «Волны» Айвазовского — море. Безмятежность бирюзовой поверхности сменилась ревущими деревьями, размеры которых устрашающи: это видно по останкам корабля, который с каждой минутой тонет на дно, сдаваясь в неравной борьбе. Лишь верхушка дерева с поношенным флагом на одном из них и трое членов команды, тщетно пытающихся спастись от гнева Посейдона на другом, выступают из бездны.
С тонущего парусника с трудом снимается резиновая шлюпка, полная людей. Присмотревшись, можно увидеть, что сидящие моряки вытаскивают из морского плена нескольких несчастных. Надвигающаяся волна грозит накрыть и тонущий корабль, и лодку, и моряков, из последних сил цепляясь за огромные кораблекрушения — картина Айвазовского говорит нам о том, что элементы поляны не пощады, и те, кто находится в эпицентре крушения. Буря остается надеяться только на чудо.
Чтобы передать размах трагедии, художник выбрал холст размером 505 х 304 см. Это огромное полотно делает происходящее настолько реальным, что уже через минуту зритель может почувствовать себя одним из персонажей «Волны» Айвазовского, причем особенно впечатлительным единицы — почувствовать дуновение холодного и соленого ветра. В этом можно убедиться, посетив Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — именно здесь находится картина, которая считается одной из лучших марин Айвазовского.

Форма искусства: живопись

Сюжет и объекты: Марина

Стиль: Романтика

Техника: Масло

Материалы: холст

Дата создания: 1889 г

Размеры: 304 × 505 см

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пушкин на берегу Черного моря (1887)

Пушкин

Уже в детстве маленький Ованес познакомился с творчеством великого мастера пера Александра Пушкина и пронес эту любовь через всю свою жизнь, что нашло отражение в его творчестве.

В 80-е годы живописец даже создал серию картин, посвященных Пушкину. А в соавторстве с Ильей Репиной они написали бесспорный живописный шедевр «Прощание Пушкина с морем».

интересно, но в картине «Пушкин на берегу Черного моря» сложно понять, кто более задумчивый, поэт или слегка волнистое море.

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)

Сошествие Ноя с горы Арарат

Самый известный библейский эпизод Ветхого Завета, когда Ной, уставший после долгого пребывания в ковчеге, возвращается домой на землю после потопа, спустившись с горы Арарат со своей семьей и спасенными животными.

Зимние пейзажи Айвазовского

Живя в солнечном и теплом Крыму, Иван Константинович обожал снежную и суровую зиму, в детстве любил смотреть на нарисованные морозом узоры на окнах, обожал покрытые инеем деревья и огромные сугробы. Это все, что он изображал на своих полотнах, обычные сельские зимние пейзажи. Посмотреть на себя…

Среди волн (1898)

Завершим наш обзор изображением, в полной мере отражающим все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Только он смог передать красками атмосферу моря на холсте.

Буря в самом разгаре, но путь к кульминации еще долог. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью.

В хронологическом плане картина была написана позже других полотен и стала логическим, но, скорее, символическим «завещанием» мастера. Более того, среди бушующих волн жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского из армян, прошла ярко, бурно, насыщена волнующими событиями.

Великая Пирамида в Гизе (1871)

Знаменитые картины Айвазовского: Великая пирамида в Гизе

Парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид и не мог не нарисовать их. Он изобразил седьмое чудо света даже в море, но не в воде, а в море песка, охраняемого сказочным сфинксом — вечным хранителем мертвых песчаных дюн. Картина выполнена в пастельных красно-коричневых тонах с обилием света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.

А про самые известные древние пирамиды в мире читайте в нашей статье!

Армянские сюжеты

Как истинный армянин, художник в своем творчестве коснулся истории и религии Армении. Он писал культурные и христианские темы в форме библейских рассказов.

Цветовая палитра

Картины Айвазовского последних лет имеют отличительную особенность. Все они выделяются резкими и мрачными цветами. Светлые тона используются только для изображения пузырящейся пены или отражения молний грозы, прорывающейся из тяжелых облаков.

В картине «Волны» цветовая палитра также мрачна и обременительна. Айвазовский изобразил трагедию всего происходящего с помощью серо-зеленых красок, в которых раскрашены бушующие волны и в то же время пенящиеся волны на изображении кажутся прозрачными. Этого эффекта Айвазовский добился с помощью уникальной техники росписи — эмали. Он нанес слои масляной краски на многослойную картину, дожидаясь высыхания каждого слоя.

Наваринская битва

Самое известное сражение русской флотилии 1770 года во время русско-турецкой войны, закончившееся захватом русскими турецкой крепости Наварин. Полотно дышит опасностью и пахнет порохом, побежденные корабли зарыты в пучину моря, все вокруг в оттенках серого и в тумане, а море удивительно спокойное и спокойное, его голубые воды готовы приветствовать своих первые жертвы. Художник рассказывает нам об этом событии в своей работе — аутентично, с изяществом и гордостью, но также ярко, красочно и естественно.

Буря на море ночью (1849)

Буря в море ночью

И это полотно мариниста XIX века, я бы его назвал — самое мрачное, трагичное и грустное среди произведений Ивана Айвазовского, и темные краски делают его, тусклые тона играют со светом, и даже яркая луна не спасает день. Бурное, темное, почти черное море жаждет поймать в свои сети небольшой корабль, так упорно пытается удержаться на огромных волнах. Одинокий корабль испытывает свою судьбу в ночном шторме, и только яркая луна — его единственная спутница и подруга.

На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)

На лодке по Кумкапи в Константинополе

Основы быта и традиции Востока так повлияли на Ивана Константиновича, что в его фантазии, а затем и на полотне появился образ под названием «На лодке по Кумкапы в Константинополе», в котором мы видим женщин Востока и мужчин в в традиционной одежде плывут по реке Кумкапы для собственного дела. На заднем плане виден дом, за которым виден купол мечети. В этих работах художник использует для себя новые цвета и оттенки, за исключением хорошо известных синего, белого и зеленого, с которыми он также хорошо ладит.

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)

Крещение армянского народа

Важнейшим событием в религии армянского народа является его обращение в христианскую веру, осуществленное Григором Просветителем в 4 веке нашей эры. Именно это библейское таинство, которое представлял Айвазовский, на мой взгляд, вышло в очень религиозной форме торжественный и загадочный.

Лунная ночь на Капри (1841)

Истинный патриот своей Родины обращался и к иностранным подданным, но море — единственная любовь художника и всегда главный герой сюжета. Иван Константинович объездил множество приморских городов мира, и каждый старался запечатлеть на холсте.

«Ночь на Капри» достойно заняла свое место в собрании Третьяковской галереи и уже не одно поколение выросло в очаровательном, мягком и романтичном пейзаже.

Лунная тропа, на фоне которой величественно плывет корабль, и спешат маленькие лодки, словно напоминая морякам о побережье, их доме, где их ждут и любят.

Сюжет

Рисование

Сюжет картины Айвазовского «Волна» довольно драматичен. Разъяренная стихия поглотила небольшой парусник. На гребне волны видна только верхушка дерева. Матросы затонувшего корабля сели в небольшую лодку и пытаются спастись. Несколько человек упали в море, а остальные пытаются вытащить товарищей из бушующей пропасти. Трое матросов цепляются за мачту, которая стремительно тонет под водой.

Жестокое море безжалостно подавляет людей, однако они все еще борются до конца, надеясь на чудо. Если присмотреться к картинке, можно увидеть корову, барахтающуюся на волнах внизу. Откуда взялось животное в открытом море? Скорее всего, рядом есть берег, с которого волна унесла тихую корову. Более того, таким незаметным образом Айвазовский вселяет надежду на спасение тонущих моряков. Буря закончится, и они смогут доплыть до берега, так как он близко.

Ночь. Голубая волна (1876)

Ночь. Голубая волна (1876)

Лазурная синева морских волн словно сливается в мягкую линию с горизонтом, а мощь водной стихии трясет накренившийся турецкий парусник, уставший дрейфовать в бескрайних морских просторах, и кажется, что он уже поддался воле судьбы.

Скрытый смысл произведения искусства

Маринист Айвазовский, изображая терпящий бедствие корабль на картине «Волна», хотел показать могущественную силу природы. Невозможно устоять перед мощью морской стихии. Разъяренное море очень опасно, так как жестоко и беспощадно обращается с людьми.

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Обзор Черноморского флота 1849 г

Это потрясающая работа Айвазовского! Дело не только в сюжете, но и в мастерстве. Посмотрите, как все детально изображено, но мастер кисти нарисовал это всего за один день, уделяя особое внимание только морю, а не кораблям, как вы могли подумать, не поверите, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти, а не с натуры, то есть когда у него была феноменальная память. Четкость линий и естественность всех деталей, игра света, сочетание цветов и умение правильно раскрасить рисунок поражают и радуют. Недаром весь мир знает Айвазовского как художника-мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, а у него более шести тысяч.

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского