Иван Айвазовский: «Рождённый смертным — оставил по себе бессмертную память» — VATNIKSTAN

Начало творческого пути

Оганес Геворкович Айвазян, впоследствии сменивший имя на более знакомое нам — Иван Константинович Айвазовский, родился в Феодосии 17 июля 1817 года в бедной армянской семье. Его отец в молодости был успешным купцом, но когда родился Иван, он был полностью разорен, и семья еле сводила концы с концами.

В подростковом возрасте Иван сначала проявил свое мастерство в музыке, великолепно научившись играть на скрипке, а затем и в живописи. Поскольку семья жила бедно, бумагу, карандаши и краски Ивану в основном дарили друзья и знакомые.

В 10 лет будущий художник начал работать «мальчиком» в городском баре, играл там на скрипке, а в свободное время любил рисовать углем различные пейзажи на стенах домов. Одна из этих работ однажды увидел местный архитектор Яков Кох, который подарил молодому человеку запас бумаги и красок, а затем показал свои рисунки мэру Феодосии Александру Казначееву. Вскоре Казначеев возглавил Таврическую губернию, взял Ивана с собой в Симферополь и помог попасть в спортзал.

Портрет отца. Иван Айвазовский. 1859 год

После школы шестнадцатилетний Иван приезжает в Санкт-Петербург, где поступает в Императорскую Академию художеств.

Во время учебы у молодого живописца возник конфликт с учителем, французским художником Филиппом Таннером. Он увидел, что ученик явно более талантлив, чем он, поэтому часто загружал Айвазовского дополнительными работами, чтобы у него не было времени на свои картины. Однако на выставке 1836 года Айвазовский, не спрашивая разрешения Таннера, представил свои работы, вызвавшие возмущение менее одаренного учителя.

Таннер написал Николаю I жалобу на то, что дерзкий студент не повиновался ему. На этом карьера молодого Айвазовского могла и закончиться, но вмешались другие преподаватели Академии и помогли разрешить конфликт.

В 1830 году Айвазовский познакомился с такими выдающимися художниками, как Пушкин, Жуковский, Глинка, Брюллов. Сам император Николай I полюбил работы художника, после чего его карьера пошла вверх.

Портрет И.К.Ивазовского. Художник Алексей Тыранов. 1841 год

В 1835 году Айвазовский совершил первое морское путешествие на Балтику. За короткое время он изучил сложную конструкцию и оборудование кораблей, после чего с невероятной точностью воспроизвел их на своих картинах.

Айвазовскому, как выдающемуся студенту, разрешили закончить курс на два года раньше запланированного срока. В 1838 году он вернулся в Крым, где работал над местными пейзажами, а в 1840 году вместе с другом Академии на казенные средства отправился в Рим, чтобы совершенствовать свои творческие способности.

Расцвет творчества

Айвазовский провел за границей четыре года. За это время он посетил Италию, Швейцарию, Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию. В Риме художника принял папа Григорий XVI, который купил картину Айвазовского «Хаос. Сотворение мира »и наградил его автора золотой медалью.

Хаос. Сотворение мира. Иван Айвазовский. 1841 год

В 1843 году 26-летний Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины выставлялись на выставке в Лувре. Многие европейские художники положительно отзывались о его творчестве, в том числе британец Уильям Тернер.

Осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Петербург, где стал художником морского штаба России, а с 1847 года — профессором Петербургской Академии художеств. Вместе со славой молодого артиста росло и его благосостояние. Заказчиком картин Айвазовского был сам император Николай I, который однажды сказал:

«Все, что написал Айвазовский, я куплю».

Личная жизнь

В 1848 году уже известный 31-летний художник Айвазовский женился на англичанке Юлии Гревс. В этом браке родилось четыре дочери. Жена мечтала жить в Петербурге, а сам Айвазовский, часто путешествуя, не уедет навсегда из родной Феодосии. Также в 1857 году у Юлии обнаружили нервное заболевание. На этой почве у молодоженов часто случались скандалы, и после 12 лет совместной жизни от него ушла жена. Однако официально они еще не развелись.

Уже живя отдельно, у Юлии были большие долги, которые Ивану Константиновичу приходилось платить как супругу. В 1870 году Айвазовский обратился в Синод Эчмиадзина с просьбой дать согласие на развод. Он написал:

«Руководствуясь человеческим и христианским долгом, я много лет терпел недостатки жены, о чем могут свидетельствовать не только родственники и друзья, но и все мои знакомые во многих городах России. Неизлечимое нервное заболевание, перенесенное им в 1857 году, по свидетельству столичных врачей, сделало его характер еще более невыносимым. Спокойствие в моем доме исчезло. Почти двадцать лет он оклеветал меня, запятнав мою честь и честь моих родственников перед нашими детьми и незнакомцами. И делает он это с целью убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно украв мои вещи, мою собственность, он оставил меня без хлеба насущного. Моя жена Джулия, относящаяся ко мне враждебно, живет в столице за мой счет, она часто ездит в Австрию, Францию, Германию, втягивая меня в колоссальные расходы. Жизнь в Одессе мотивирована болезнью, хотя одесские врачи на самом деле советуют ей уехать из города. Юлия Гревс во главе с советом сомнительных людей недавно обратилась к губернатору и другим высокопоставленным чиновникам государства с просьбой забрать мое имущество и имущество, хотя она постоянно обеспечивает свою жизнь, отправляя 500-600 рублей в месяц на Одесса. Она настраивает меня против своих дочерей, забирая у них подписи, которые останутся с ней после развода».

Согласие на развод последовало только семь лет спустя, в 1877 году.

Второй раз Иван Константинович женился в 1882 году. Вторая жена, армянка Анна Бурназян-Саркисова, была младше Айвазовского на 39 лет. Этот брак был уже более счастливым, пара проживет вместе до самой смерти артиста.

Анна Айвазовская (Бурназян-Саркизова). Иван Айвазовский. 1882 год

Путешествия и жизнь в Феодосии

В 1854 году Айвазовский добровольно прибыл в осажденный Севастополь и стал свидетелем штурма города британскими войсками и сражений за Малахов курган. Здесь он написал несколько картин об увиденном и только по приказу адмирала Корнилова покинул город.

В 1857 году он участвовал в другой выставке в Париже, после чего стал первым русским художником, получившим Французский Почетный легион.

Иван Константинович много путешествовал, посетил крупные европейские страны, а также Турцию, Египет и США. Посетите Ближний Восток. Пейзажи Константинополя, Каира и других крупных восточных городов неизменно восхищали Айвазовского и не могли не показать их на его полотнах. Он также посетил родину своих предков в Армении, посвятив ряд работ местным пейзажам и сюжетам армянской истории.

Вечер в Каире. Иван Айвазовский. 1870 год

Не меньше Айвазовский путешествовал по России, став первым художником, проводившим персональные выставки не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих провинциальных городах. Всего он провел 125 таких выставок.

Автопортрет. Иван Айвазовский. 1874 год

Айвазовский мог жить в любом городе мира, но неизменно возвращался в Феодосию. Для своего родного города он сделал необычную фигуру: начал открытие библиотеки, концертного зала, благодаря ему в Феодосии была построена первая железная дорога, значительно расширился торговый порт. В 1886 году, когда Феодосия испытывала острую нехватку воды, художник заявил городской думе:

«Не имея возможности продолжать быть свидетелями ужасной катастрофы, которую люди моего родного города терпят год за годом из-за нехватки воды, я даю им 50 тысяч ведер в день чистой воды из моего источника Субаш как вечное достояние».

Источник Субаш находился в имении Айвазовского Шах-Мамая и с этого момента стал достоянием всей Феодосии. В благодарность городские власти сделали художника почетным гражданином Феодосии.

Детство мариниста

Иван в то время любил рисовать. Он жил в Крыму, недалеко от Черного моря, красота которого очаровывала его с ранних лет. Мальчик мог часами сидеть на берегу и смотреть на волны. Именно водная стихия вдохновила будущего художника на творчество.

Иван Айвазовский
Айвазовский особенно любил смотреть на бушующий шторм на море

Семейный бюджет не позволял тратиться на краски, кисти и холсты. Мальчик впервые нарисовал песком на пляже. Он не мог представить свои работы родителям, сестрам и братьям, так как стихия моря скрыла их под ним сразу после сотворения. Единственный способ сберечь работу на время — нанести рисунки на стены дома.

С помощью угля художник-маринист красил стены в белый цвет и демонстрировал свои усилия родителям. Мать видела, что у ее сына талант к искусству, и отец не разделял его энтузиазма. В 10 лет Иван понял, что может помочь маме и папе. Он устроился на работу в местную кофейню, чтобы помочь с семейным бюджетом.

Родители понимали, что сын вырастет самостоятельным и трудолюбивым. Несмотря на плотный график, Ваня всегда находил время для рисования. В то же время он мастерски научился играть на скрипке, что сильно повлияло на его жизнь. Первая судьбоносная встреча для будущего художника произошла с известным архитектором Яковом Кохом.

Его так впечатлила работа подростка, что он решил вложиться в его талант. Кох регулярно приносил мальчику новые краски, карандаши, бумагу и другие принадлежности. Это позволило мальчику развить свой талант.

Вторая встреча, изменившая жизнь Айвазовского, была с губернатором города. Александр Казначеев услышал, как мальчик играет на скрипке, и был удивлен его мастерством. Он решил, что таким талантом нельзя пренебрегать и дал ему возможность получить хорошее образование.

Иван Айвазовский
Иван Айвазовский во время учебы в Академии был самым молодым учеником

С 1830 года Айвазовский был учеником Симферопольской гимназии. Позже он познакомился с Натальей Нарышкиной, женой губернатора города Крыма. Подросток часто навещал эту семью, где имел богатую библиотеку и мог получить знания о живописи и искусстве.

Наталья понимала, что ее статус позволяет ей помочь талантливому ребенку зажить в жизни и стать известным творцом. Она написала письмо своему другу, главе Петербургской Академии художеств.

Он, в свою очередь, связался с императором, который способствовал поступлению подростка в Императорскую Академию. Так в 13 лет Айвазовский стал учеником мастера Воробьева. Художник познакомил с талантом Филипа Танкера, который повлиял на развитие карьеры художника.

О том, как ученик обошел своего учителя

Общественное признание не заставило себя ждать. А слух об уникальном таланте феодосийского самородка дошел до самого императора Николая I. Затем он рекомендовал его французскому художнику-маринисту Филиппу Таннеру в студенческие годы. Филипп, будучи человеком амбициозным и завистливым, сразу увидел в Айвазовском конкурента и всячески старался отодвинуть молодого артиста в сторону.

Галатская башня в лунную ночь. (1845). Автор. И.К. Айвазовский.

Сама мысль о том, что однажды ученик превзойдет своего учителя, приводила его в ужас. И поэтому Таннер категорически запретил Ивану писать свои работы и отправлять их на какие-либо выставки. Некоторое время юному дарованию приходилось старательно смешивать цвета и быть посыльным для завистливой учительницы французского языка.

«Неаполитанский залив». Автор. И.К. Айвазовский.

Но вскоре Филиппа Таннера ждал неприятный сюрприз. В 1836 году на выставке в Академии художеств Айвазовский выставил пять своих неповторимых полотен, что вызвало бурю энтузиазма публики и критиков, а также грандиозный скандал, спровоцированный французами. Донос дошел до самого императора, и он был вынужден запретить Айвазовскому заниматься живописью на полгода.

Личная жизнь

Личная жизнь артиста такая же насыщенная и яркая, как и его творчество. Его сердце когда-то принадлежало трем женщинам, каждая из которых по-своему повлияла на судьбу мариниста.

Первой избранницей художника стала Мария Тальони. Во время поездки он познакомился с венецианской танцовщицей. Девушка была на 13 лет старше возлюбленного, но это не помешало их роману развиваться успешно и быстро. Отношения были разорваны из-за того, что у дамы в первую очередь были не семья и любовь, а карьера.

Позже Иван познакомился со второй девушкой. Мужчина женился на Джулии Гревес в 1848 году. Девушка была дочерью врача, работавшего при императорском дворе. Жена подарила мужу четверых детей. Сначала родилась дочь Александра, потом Мария, позже Елена, а самой младшей стала Жанна.

Иван Айвазовский
Иван Константинович иногда писал портреты. На них изображены только самые близкие люди

После рождения четырех девочек заболела жена художника. Она стала регулярно страдать от нервных срывов и мечтала о столичной жизни с ее роскошью и танцами. Айвазовский, ежегодно проживавший в Феодосии, не хотел покидать Крым, поэтому был равнодушен к пожеланиям жены.

Непонимание стало причиной развода. Дочери злились на отца и долгое время не могли наладить с ним отношения. Мать всегда настраивала девочек против отца, но позже дети решили помириться с отцом.

Третьи отношения произошли с артисткой в ​​преклонном возрасте. В 65 лет он познакомился с Анной Саркизовой. Девушка сразу очаровала Ивана, поэтому не раздумывая предложила руку и сердце. Ее портрет можно увидеть на полотне «Портрет жены художника».

Разница в возрасте между артистом и его третьей женой составила 40 лет.

Вклад Айвазовского в развитие искусства

Иван никогда не стремился к славе и богатству, но и не был лишен этого. Он потратил большую часть своих финансов на создание художественной школы и картинной галереи в своем родном городе. Благодаря ему был открыт музей древностей, а также проложены водопровод и железнодорожные пути. Айвазовский активно занимался благотворительностью и старался помочь всем, кто в этом нуждался.

История жизни

Айвазовский с детства культивировал любовь к морю, так как сам родился на его берегу, в Феодосии. Черное море подарило миру одного из лучших художников-маринистов в мире. Семья Айвазовского была небогатой, но родные поддерживали его талант с раннего детства, ведь маленький Иван был невероятно трудолюбивым, обладал прекрасной зрительной памятью и тягой к искусству.

Однажды в детстве Айвазовский сидел на берегу и рисовал море. Главный архитектор города увидел его случайно. Глядя на рисунки, он восхищался и подарил ребенку ряд цветов. Кроме того, главный архитектор города дал будущему гению живописи надлежащее образование и обучение, что стало путевкой в ​​жизнь и великое искусство Айвазовского. Когда Айвазовскому было 13 лет, он поступил в симферопольскую городскую гимназию, а через некоторое время уехал учиться в Петербург, где был зачислен в Академию художеств, где Айвазовский изучал пейзажную живопись, его руководителем был профессор Воробьев. Айвазовскому нравились техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина, он брал уроки у известного мариниста Ф. Таннера из Франции. Он был приглашен в Петербург для выполнения распоряжений самого императорского двора. Именно тогда Айвазовский сделал окончательный выбор в профессии. Интересно, что в то время многие художники относились к нему холодно. Возможно, это связано с профессиональной ревностью. Айвазовский был очень талантлив.

Зимний поезд идет (1857)

Французский маринист чуть не испортил карьеру Айвазовского, сделав о нем неприятные комментарии императору Николаю I. Василий Жуковский и Михаил Крылов выстроились в очередь на Айвазовского и сумели разрешить этот неприятный инцидент.

Учеба и зависть учителя

Будущий великий художник оказался в Санкт-Петербурге в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Был принят в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

 

Вскоре по приглашению императора Николая I в северную столицу прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, куда Айвазовский был направлен учеником. Француз переложил на молодого человека огромное количество нелегальной работы. Однако Айвазовский все же нашел время для написания своих картин и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставил и Таннера. Одна из картин награждена серебряной медалью. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» хвалила молодого художника и упрекала французов в маньеризме. Это вызвало дикую ярость Таннера, и он пожаловался на нерадивого студента, который нарушил командную цепочку со своим главным клиентом, Императором Николаем. Формально Айвазовский действительно ошибался: по правилам холсты для выставки должен был отбирать педагог, но разрешения у Таннера он не спрашивал.

Император, не вдаваясь в подробности, приказал убрать картины Айвазовского с выставки. Художник попал в немилость, и его дальнейшая карьера оказалась под угрозой. Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин тщетно пытались за него. Однако им удалось переманить на свою сторону художника Александра Зауэрвейда, обучавшего сыновей императора. Этот меценат оказался более сильным: в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Он похвалил молодого человека, приказал ему заплатить деньги за работу и, кроме того, отправил его с сыном Константином в практическое летнее путешествие по Балтике, где оба молодых человека близко познакомились с парусным флотом, хотя и с разными целями. Кроме того, Айвазовского приставили к новому учителю, самому Зауэрвейду, специализирующемуся на батальной живописи.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку в Крым и Европу. Кстати, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения двумя годами ранее, потому что учителя решили, что Академия не может ему больше дать.

Карьера живописца

Первая выставка работ художника состоялась в 1836 году. Картины Айвазовского были представлены на выставке его учителя. Одно из полотен художника было опубликовано в нескольких газетах и ​​получило множество приятных комплиментов, в то время как работа Таннера была оценена довольно низко.

Такое поведение публики и критиков рассердило учителя, поэтому он огрызнулся на ученика и пожаловался императору. В своем обращении к Николаю I Филипп Таннер заявил, что Иван не имеет права без согласования показывать свои работы на своей выставке.

Слова Таннера казались логичными, а поведение Айвазовского приравнивалось к преступлению. По окончании судебного разбирательства картины молодого творца были сняты с выставки. Иван получил осуждение многих ценителей искусства, но не был отвергнут Олениным, Жуковским и Крыловым, которые в то время пользовались большим авторитетом у публики.

Иван Айвазовский
Айвазовский написал эту картину вместе с Ильей Репиным. Первый художник создал море и скалы, а второй — самого поэта

После того, как художник получил награду от императора, стараниями учителя изобразительного искусства для детей Николая I он уехал на Балтику. Время, проведенное на флоте, позволило Ивану получить полезный опыт строительства кораблей, что сделало его работу более реалистичной.

В 1837 году Айвазовский получил за свои старания золотую медаль. Премию ему вручила опера «Штиль». В 20 лет он окончил академию и отправился в путешествие. Во время путешествий ему удалось увидеть множество вдохновляющих его пейзажей, благодаря которым он писал прекрасные полотна, достойные внимания.

Несколько лет Иван Айвазовский путешествовал по Крыму, Европе и успел пожить в Санкт-Петербурге.

Картина художника «Хаос» стала особенной. Работа выполнена в темных тонах, но это позволило более ярко передать реалистичность погодных условий на море. Полотно оказалось настолько удачным, что сам Папа был заинтересован в его приобретении. Айвазовский не стал организовывать аукцион и подарил картину бесплатно. Этот поступок прославил творца на весь мир.

Среди знакомых живописца отмечены такие личности, как Раевский, Брюллов, Жуковский, Глинка, Пушкин и Кипренский, причем не всей царской семьи. Несмотря на обилие популярных друзей по всему миру, Иван предпочитал общаться с семьей.

Интересные факты

  • Художник должен был проучиться в академии до 23 лет, но был освобожден оттуда тремя годами ранее. Причина этого заключалась в том, что учителя считали, что они не могут дать больше знаний маринисту.
  • При рождении Иван получил имя Ованес.
  • Все работы художника созданы в его мастерской. Он никогда не рисовал с натуры.
  • Кистям мариниста принадлежит более 6000 картин.

Иван Айвазовский обладал разносторонним характером и неоспоримым талантом, что позволило ему добиться богатства и славы. Его вклад в искусство и развитие его родного города оставил важный след в истории всего государства.

Слава и семья

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом причислен к Генеральному штабу ВМФ как художник с правом ношения мундира Министерства Военно-Морского Флота.

В последующие годы карьера Айвазовского развивалась благополучно. В 1845 году, как член Русского географического общества, он отправился в плавание к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х годов художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью: посетил Осетию, Дагестан, Грузию, Армению. К этому периоду относится цикл чудесных горных пейзажей. Он также был в Египте при открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский поселился в родной Феодосии, где купил землю и построил там дом, напоминающий стиль итальянского дворца. На вилле всегда было много гостей: многие посетители хотели увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и добавил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи имени Айвазовского.

В 1848 году он женился на домработнице Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена имела сложный характер, она предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви мужа к крымскому дому и путешествиям. В конце концов, она ушла от него и стала жить отдельно, втягивая мужа в большие долги. В 1877 году он продал Эчмиадзинскому синоду прошение о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский женился на молодой вдове феодосийского купца Анне Бурназян (Саркизовой). Вместе с молодоженами он отправился в новое путешествие по странам Средиземного моря.

Айвазовский в Италии

Италия произвела на художника особое впечатление. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и посетил с ним Флоренцию. В то время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, а писал свои впечатления от моря, зарисовывал на холсте все, что накопилось в его душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не мог представить себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в музеях культуры, картинных галереях, другие остались только в частных коллекциях.

Тифлис

Один из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского — итальянский период. Ватикан также купил для своей галереи большое полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь он был удостоен звания академика и был встречен с большой теплотой. Айвазовский имел возможность плавать на боевых кораблях, имел доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский посетил очередную экспедицию у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создавать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841 г

Взлет и ложная гибель

Перед отъездом в Европу Айвазовский отметил в боевых действиях: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он участвовал в высадке на побережье Кавказа (где сейчас находится Сочи) и с записной книжкой в ​​руках зарисовал последствия кровавого боя.

В 1840-1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Сначала ему было тяжело материально: часть пенсии он отправлял матери в Феодосию, а на себя не тратил. Сначала жил и учился в Италии. В эти годы он развивает свой творческий метод и учится работать наизусть.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доход начал расти, и он мог позволить себе поездки в Швейцарию, Германию, Францию ​​и Англию. Во время плавания его пароход пережил сильный шторм, корабль сочли утонувшим, художник погиб, его некрологи даже были опубликованы в петербургских газетах.

 

Смерть Айвазовского

Художник скончался 2 мая 1900 года. Последние годы он провел в родном городе. Весной того же года он работал над картиной «Взрыв корабля», которая осталась незаконченной на холсте. Причиной смерти стала остановка сердца. Иван Айвазовский похоронен в церкви Сурб Саркис.

Иван Айвазовский
Айвазовский скончался на 83-м году жизни

Восходящая звезда русской живописи

Эта скандальная история сыграла для начинающего артиста роль черного пиара. Слава о запретном художнике так вызвала интерес не только у рядовых людей и критиков, но и у влиятельных людей России.

Бриг «Меркурий», разгромив два турецких корабля, встречается с русской эскадрой. 1848. Автор. И.К. Айвазовский.

Произведения Айвазовского стали высоко цениться в Академии художеств — золотые медали следовали одна за другой. И тогда двумя годами ранее было решено освободить живого художника из стен академии и отправить его в Крым для написания разных пейзажей. С чем Иван Константинович, конечно же, блестяще справился. Затем последовала пенсионная поездка в европейские страны за счет Академии.

«Спокойствие». Автор. И.К. Айвазовский.

Живя и работая за границей, Айвазовский приобрел там огромную популярность и известность. Так, например, за полотно «Хаос. Сотворение мира», основанное на библейском сюжете, Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. И под впечатлением, я захотел его купить. Иван Константинович денег не взял, но все же подарил картину высокопоставленному сановнику.

«Хаос, создающий мир»

И сразу всем захотелось получить работы одного и того же художника, полотно которого стало украшением стен Ватикана. Об этом Николай Гоголь напишет Айвазовскому в своей переписке: «Ваш« хаос »вызвал хаос в Ватикане». Действительно, холсты художника быстро разошлись, несмотря на комментарии некоторых критиков. И критиковали в основном за клише в композиции и цвете.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, который дал новые возможности для творчества. Семь картин Айвазовского в том же году получили высокую оценку искусствоведов и публики. Сам Александр Сергеевич Пушкин посетил выставку этих работ. Айвазовский вспомнил свою давнюю встречу с поэтом.

Сумерки на Золотом Роге

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил множество наград: так в 1837 году он был удостоен золотой медали. Благодаря этой награде Айвазовский смог выехать за границу, где оттачивал свои художественные способности. Картины, написанные под впечатлением от поездки, имели огромный успех и покорили всю Европу.

Маленькие хитрости великого художника-мариниста

«Вид на крутой скалистый берег и бурное море на закате». Автор. И.К. Айвазовский.

Но Айвазовский быстро развивался, так как работал очень и очень быстро. Как известно, на создание холста ушло не более десяти дней. Поэтому его наследие так велико: шесть тысяч полотен. Этот спектакль выглядит потрясающе. Но приглядываясь к его шедеврам, понимаешь, к какой хитрости маститый живописец прибегал в своих работах.

«Радуга». Автор. И.К. Айвазовский.

Если вы внимательно посмотрите на несколько изображений одновременно, вы заметите, что все они имеют много общего. Сначала художник писал каждую работу из центра холста, где изобразил предмет, играющий ключевую роль. Как правило, это был гребень волны, корабль или плот, который он записывал очень подробно, но все остальное было легко и почти схематично, импрессионистски.

Башни на скале у Босфора. Автор. И.К. Айвазовский.

Сведя изображение пополам, мастер добавил четкие и яркие штрихи и детали. Он скрупулезно и реалистично работал над пеной волн и поверхностью воды, бликами света, деталями кораблей. И благодаря этой технике зритель воспринимает картины Айвазовского так, как наш «глаз видит реальность — в целом, но замечает мелкие детали, которые нас интересуют».

«Прощание Пушкина с морем». Автор. И.К. Айвазовский.

И что интересно, работая таким образом, создать портрет практически невозможно и, видимо, потому, что Айвазовский практически не писал людей. Также на знаменитом портрете «Прощание Пушкина с морем» поэт написал знаменитый Илья Репин.

«Пушкин у моря». Автор. И.К. Айвазовский.

Однако Айвазовский не раз писал портрет Пушкина в одиночку, причем обычно у моря. У художника есть автопортрет, написанный в 1874 году. Но это лишь исключительные случаи.

Автопортрет И. Айвазовского (1874 г.), Уффици. Автор. И.К. Айвазовский.

Синопская битва. Автор. И.К. Айвазовский.

Наваринская битва. Автор. И.К. Айвазовский.

Ревизия Черноморского флота 1849 г. (первый — флагман «12 Апостолов»). Автор. И.К. Айвазовский.

 

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского