Бриг «Меркурий» атакованный двумя турецкими кораблями (Иван Айвазовский)

Как создавалось полотно

Картина «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями» была создана в 1892 году. Художник показал на холсте, что произошло 14.05.1829.

Айвазовский работал над этим произведением в своей художественной мастерской в ​​Феодосии. Изображая эпизод военного сражения, живописец, влюбленный в море, довольно сурово рисует водную гладь. Ведь в данном случае море — это поле битвы, а не предмет восхищения. Основное внимание уделяется сражению, в котором хорошо видны превосходящие силы противника.

Историческое сражение

из их истории известно, что бриг «Меркурий» вместе с другими кораблями находился в патрулировании. На их пути показалась эскадра турецких кораблей. Русские корабли поспешили уйти, не вступая в бой. Но ситуация для брига «Меркьюри» была неблагоприятной. Это был не очень быстрый корабль, да и сила ветра не позволяла ему отступить на безопасное расстояние. Турецкие фрегаты пустились в погоню. На бриге «Меркурий» офицеры решили сражаться до последнего. Вся команда единогласно приняла бой и в случае поражения было решено взорвать корабль. Моряки прибили флаг, чтобы его не спустили во время боя.

Турки расстреляли бриг «Меркурий» с двух сторон. Пожар возникал несколько раз и каждый раз тушился. Многочисленные дыры, раненые, убитые. Русские моряки яростно стреляют. И им удалось повредить турецкие корабли до такой степени, что они не смогли маневрировать. Так наступил великий триумф брига «Меркурий». Подвиг моряков пробудил вдохновение в И.К. Айвазовском. Он создал уникальный шедевр: картину, на которой Бриг Меркьюри подвергается нападению двух турецких кораблей.

Картина Михаила Ткаченко, 1907.

На следующий день, 15 мая, к флоту присоединился «Меркурий», который, уведомленный «Штандартом», вылетел в 14.30.
Предприятие брига было высоко оценено врагом. После боя один из штурманов турецкого корабля «Реал бей» заметил: «Если в великих подвигах древности и нашего времени есть подвиги отваги, то этот поступок должен затмить все остальные, и имя героя достойно начертанного золотыми буквами в храме славы: капитаном был этот Казарский, а имя брига — «Меркурий». Экипаж «Меркурия», вписавший новую страницу в книгу морской славы России, был щедро награждены и обращены с добротой.А.И. Казарский и И.П. Прокофьев получили IV степень за Георгия, остальные офицеры награждены орденом Владимира IV степени с луком, все моряки получили знаки отличия военного ордена следующие чины и Казарский также получил чин адъютанта крыла. Все офицеры и матросы получали пожизненное двойное жалованье. Изображение пистолета «Тула», лежащего на шпиле брига перед люком ходовой камеры, и штрафы морякам были исключены из анкеты. Бриг стал вторым российским кораблем, получившим памятный флаг и вымпел «Георгий Победоносец.

Жанр и местонахождение оригинала

Галерея Айвазовского Феодосия

И.К. Айвазовский посвятил несколько картин бригу «Меркурий». Все они написаны в жанре батальной живописи. Художник использовал это направление в искусстве во многих своих произведениях, воспевая военную мощь России и преданных Родине моряков. Картина «Бриг Меркурий», на которую напали два турецких корабля, изображена на холсте. Его размер 221339 см, сейчас он хранится в Феодосии, в картинной галерее Айвазовского.

Биография автора

Айвазовский Иван Константинович

Айвазовский Иван Константинович родился 29.07.1817 г в городе Феодосии в семье армянского купца. С юных лет занимался искусством: виртуозно играл на скрипке, красиво рисовал. Он окончил симферопольскую гимназию и поступил в Петербургскую Академию художеств. За годы учебы он проявил незаурядные способности и был освобожден из Академии в 1837 году, до окончания учебы. Айвазовского отправили в Крым для масштабного исполнения одиночных произведений, а затем, в 1840 году, в Италию для повышения своего мастерства. В 1844 году художник вернулся в Россию и был назначен художником Главного штаба ВМФ Санкт-Петербурга.

В 1845 году Айвазовский поселился в Феодосии, построив дом у моря и художественную мастерскую. В годы жизни он много путешествовал, побывал в разных странах, написал много картин. Талантливым художником создано более 6 тысяч произведений искусства.

В Феодосии Айвазовский открыл художественную школу, библиотеку, музей археологии и картинную галерею. До последнего дня своей жизни писал картины. Он умер ночью 02.05.1900 от кровоизлияния в мозг, оставив незаконченным еще один шедевр.

Основные элементы холста

На картине Бриг Меркьюри Айвазовский изобразил сцену нападения российского брига с двумя кораблями под турецкими флагами. Бриг Меркьюри стоит как мята против врага, окруженный с обеих сторон своими кораблями. На изображении показаны следующие элементы:

  • небольшой корабль с флагом Сант-Андреа на мачте;
  • два больших турецких корабля окружили русский бриг;
  • дым от пушечных выстрелов;
  • сине-зеленые морские волны;
  • небо, покрытое легкими облаками, сквозь которые пробивается синева;
  • эскадра кораблей вдалеке.

Картина Брига Меркьюри наполнена отчаянием. Безвыходное положение заставляет беспокоиться о судьбе российских моряков. Огромные турецкие корабли не дают русскому кораблю ни малейшего шанса. Как можно выиграть в такой ситуации? Герои-моряки, сражавшиеся на бриге «Меркурий», достойны славы и вечной памяти.

Подвиг «Меркурия»

Константин Стрельбицкий, президент Московского клуба истории флота, заявил в беседе с RT, что бриг — это даже не класс боевых кораблей.

«Это небольшой парусник, который использовался на флоте для выполнения вспомогательных задач: разведка, сопровождение, патрулирование. Бригантины не были приспособлены для ведения основного боя, они были в основном оснащены оборонительным вооружением », — отметил эксперт.

Двухмачтовый бриг «Меркурий» был спущен на воду в 1820 году в Севастополе.

«Он был вооружен восемнадцатью 24-фунтовыми каронами, предназначенными исключительно для ближнего боя, и двумя небольшими ручными орудиями», — добавил Стрельбицкий.

По словам собеседника, «Меркурий» был крепким судном и хорошо держал волну, но небольшая глубина вступления негативно сказалась на его ходовых качествах.

В 1829 году русские корабли регулярно патрулировали район Босфора, следя за передвижениями турецкого флота. В конце мая эта задача была возложена на отряд из трех кораблей: фрегат «Стандарт», разбойники «Орфей» и «Меркурио».

26 мая российские моряки, находящиеся в 24 км от побережья Турции, заметили эскадру из 14 кораблей Османской империи. Перед моряками не стояла задача вступить в бой с турками: им нужно было срочно доложить о командовании противника. Старший офицер отряда, командир «Штандарт» Павел Сахновский приказал «выбрать любой маршрут, по которому корабль имеет приоритетный маршрут». Штандарт и Орфей направились на северо-запад, а Меркурий — дальше на запад. При этом турки заметили медленно движущийся бриг и бросились за ним в погоню.

Историк и писатель, бывший директор Севастопольского государственного архива Валерий Крестьянников заявил RT, что «турецкие корабли в то время были очень популярны и имели довольно удачную архитектуру».

Два османских линкора — 110-пушечный Selimiye под флагом Капудан-паши и 74-пушечный Real Bey под флагманским флагом юниоров — быстро начали настигать «Меркурий». Казарский попытался оторваться от преследователей на веслах, но вскоре ветер усилился, и османы приблизились к бригу на расстояние пушечного выстрела.

«184 орудия против 20 — в этих случаях иностранные флоты обычно спускали флаг, считая ситуацию безнадежной, но Казарский не был таким человеком, а его команда — нет», — сказал Стрельбицкий.

Казарский созвал офицерское собрание, во время которого лейтенант штурманского корпуса Иван Прокофьев предложил вступить в бой и взорвать корабль, когда тот пытается его захватить. Казарский и другие офицеры открыли огонь по турецким кораблям из ручных орудий. «Меркурий» начал маневрировать под вражескими выстрелами, стараясь не попадать под шквал вражеских кораблей на борту.

Крестьянников сообщил, что «Меркурий» со временем был включен в число турецких линкоров.

«Но это тоже было несомненным преимуществом. Турки не могли использовать свое оружие на полную мощность из-за мертвой зоны и боязни задеть друг друга », — подчеркнул эксперт.

    Российские моряки ответили на просьбы о сдаче огнестрельным оружием и винтовками. Съемки с «Меркурия» намеренно велись на лонжеронах и такелажах турецких кораблей. Казарскому удалось обездвижить противника. Русские артиллеристы успешными попаданиями повредили водный штаб и передний луч Марса «Селимие», а также убили передний луч Брама и передний луч Марса попали в «Реал-бей». Турецкие корабли больше не могли преследовать и сражаться.

«Меркурий» направился к основным силам Черноморского флота, в бою из 115 членов экипажа брига четверо погибли, шесть человек получили ранения, сам Казарский был ранен. Корабль получил 22 пробоины в корпусе и около 300 повреждений мачты, парусов и такелажа. Официальных данных об убитых турецких моряках нет.

Замысел автора, отраженный в сюжете шедевра

Художник-баталист Айвазовский изобразил на фото подвиг брига «Меркурий», пытаясь подчеркнуть безвыходное положение русского корабля перед превосходящими силами противника.

Возможно, компоновка кораблей была другой. Известно, что один из турецких фрегатов атаковал бриг «Меркурий» с кормы. Однако Айвазовский нарисовал врага с двух сторон русского корабля. Мастер выбрал именно такую ​​позицию боя на фото, чтобы наглядно показать героизм верных Родине отважных русских моряков.

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского