Айвазовский Иван Константинович

Море Айвазовского

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского — Ованес Айвазян. Люди, не знающие живописи, тоже знают этого художника. Иван Константинович Айвазовский — выдающийся маринист. Маринист — «певец моря», как называют художников, писавших морские пейзажи. На полотне Айвазовский воспроизвел красоту, силу и мощь моря. Его картины эффектны и производят огромное впечатление на зрителя. В них есть драма и радость, счастье и восхищение природой. К. Айвазовскому всегда везло: он стал одним из немногих художников, получивших признание при жизни. Айвазовский считался довольно обеспеченным человеком, а его картины редко критиковались и ценились большинством современников. Талант художника был очень необычным и самобытным. Хозяин Третьяковской галереи сказал Айвазовскому: «Дайте мне свою волшебную воду, чтобы она полностью раскрыла ваш несравненный талант…».

Черное море (1881)

Море на полотнах Айвазовского кажется живым, испытывает людей, но в то же время любит и лелеет их. Море уважает людей бесстрашных, сильных, способных бросить вызов стихиям и побеждать. Чтобы получить дары природы, нужно относиться к ней с уважением, доверять ей. Так Айвазовский передал это на своих полотнах.

Гнев морей (1886)

Художник пробовал себя в разных темах, но главной из них была романтика моря, путешествий, сражений и кораблей. Его вдохновляли не только мощные штормы, кораблекрушения и сражения. Айвазовский часто рисовал море как спокойное, спокойное, спящее, благоприятное для морских путешественников. Работы Айвазовского отличаются реализмом, теперь его, наверное, тоже назвали бы гиперреализмом. Работы мастера точны, а Айвазовский раскрывает силу и душу моря. В его картинах бурная стихия имеет свой характер, как личность.

История жизни

Айвазовский с детства культивировал любовь к морю, так как сам родился на его берегу, в Феодосии. Черное море подарило миру одного из лучших художников-маринистов в мире. Семья Айвазовского была небогатой, но родные поддерживали его талант с раннего детства, ведь маленький Иван был невероятно трудолюбивым, обладал прекрасной зрительной памятью и тягой к искусству.

Однажды в детстве Айвазовский сидел на берегу и рисовал море. Главный архитектор города увидел его случайно. Глядя на рисунки, он восхищался и подарил ребенку ряд цветов. Кроме того, главный архитектор города дал будущему гению живописи надлежащее образование и обучение, что стало путевкой в ​​жизнь и великое искусство Айвазовского. Когда Айвазовскому было 13 лет, он поступил в симферопольскую городскую гимназию, а через некоторое время уехал учиться в Петербург, где был зачислен в Академию художеств, где Айвазовский изучал пейзажную живопись, его руководителем был профессор Воробьев. Айвазовскому нравились техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина, он брал уроки у известного мариниста Ф. Таннера из Франции. Он был приглашен в Петербург для выполнения распоряжений самого императорского двора. Именно тогда Айвазовский сделал окончательный выбор в профессии. Интересно, что в то время многие художники относились к нему холодно. Возможно, это связано с профессиональной ревностью. Айвазовский был очень талантлив.

Зимний поезд идет (1857)

Французский маринист чуть не испортил карьеру Айвазовского, сделав о нем неприятные комментарии императору Николаю I. Василий Жуковский и Михаил Крылов выстроились в очередь на Айвазовского и сумели разрешить этот неприятный инцидент.

Слава и семья

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом причислен к Генеральному штабу ВМФ как художник с правом ношения мундира Министерства Военно-Морского Флота.

В последующие годы карьера Айвазовского развивалась благополучно. В 1845 году, как член Русского географического общества, он отправился в плавание к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х годов художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью: посетил Осетию, Дагестан, Грузию, Армению. К этому периоду относится цикл чудесных горных пейзажей. Он также был в Египте при открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский поселился в родной Феодосии, где купил землю и построил там дом, напоминающий стиль итальянского дворца. На вилле всегда было много гостей: многие посетители хотели увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и добавил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи имени Айвазовского.

В 1848 году он женился на домработнице Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена имела сложный характер, она предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви мужа к крымскому дому и путешествиям. В конце концов, она ушла от него и стала жить отдельно, втягивая мужа в большие долги. В 1877 году он продал Эчмиадзинскому синоду прошение о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский женился на молодой вдове феодосийского купца Анне Бурназян (Саркизовой). Вместе с молодоженами он отправился в новое путешествие по странам Средиземного моря.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, который дал новые возможности для творчества. Семь картин Айвазовского в том же году получили высокую оценку искусствоведов и публики. Сам Александр Сергеевич Пушкин посетил выставку этих работ. Айвазовский вспомнил свою давнюю встречу с поэтом.

Сумерки на Золотом Роге

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил множество наград: так в 1837 году он был удостоен золотой медали. Благодаря этой награде Айвазовский смог выехать за границу, где оттачивал свои художественные способности. Картины, написанные под впечатлением от поездки, имели огромный успех и покорили всю Европу.

Учеба и зависть учителя

Будущий великий художник оказался в Санкт-Петербурге в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Был принят в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

Вскоре по приглашению императора Николая I в северную столицу прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, куда Айвазовский был направлен учеником. Француз переложил на молодого человека огромное количество нелегальной работы. Однако Айвазовский все же нашел время для написания своих картин и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставил и Таннера. Одна из картин награждена серебряной медалью. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» хвалила молодого художника и упрекала французов в маньеризме. Это вызвало дикую ярость Таннера, и он пожаловался на нерадивого студента, который нарушил командную цепочку со своим главным клиентом, Императором Николаем. Формально Айвазовский действительно ошибался: по правилам холсты для выставки должен был отбирать педагог, но разрешения у Таннера он не спрашивал.

Император, не вдаваясь в подробности, приказал убрать картины Айвазовского с выставки. Художник попал в немилость, и его дальнейшая карьера оказалась под угрозой. Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин тщетно пытались за него. Однако им удалось переманить на свою сторону художника Александра Зауэрвейда, обучавшего сыновей императора. Этот меценат оказался более сильным: в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Он похвалил молодого человека, приказал ему заплатить деньги за работу и, кроме того, отправил его с сыном Константином в практическое летнее путешествие по Балтике, где оба молодых человека близко познакомились с парусным флотом, хотя и с разными целями. Кроме того, Айвазовского приставили к новому учителю, самому Зауэрвейду, специализирующемуся на батальной живописи.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку в Крым и Европу. Кстати, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения двумя годами ранее, потому что учителя решили, что Академия не может ему больше дать.

Айвазовский в Италии

Италия произвела на художника особое впечатление. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и посетил с ним Флоренцию. В то время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, а писал свои впечатления от моря, зарисовывал на холсте все, что накопилось в его душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не мог представить себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в музеях культуры, картинных галереях, другие остались только в частных коллекциях.

Тифлис

Один из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского — итальянский период. Ватикан также купил для своей галереи большое полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь он был удостоен звания академика и был встречен с большой теплотой. Айвазовский имел возможность плавать на боевых кораблях, имел доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский посетил очередную экспедицию у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создавать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841 г

Взлет и ложная гибель

Перед отъездом в Европу Айвазовский отметил в боевых действиях: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он участвовал в высадке на побережье Кавказа (где сейчас находится Сочи) и с записной книжкой в ​​руках зарисовал последствия кровавого боя.

В 1840-1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Сначала ему было тяжело материально: часть пенсии он отправлял матери в Феодосию, а на себя не тратил. Сначала жил и учился в Италии. В эти годы он развивает свой творческий метод и учится работать наизусть.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доход начал расти, и он мог позволить себе поездки в Швейцарию, Германию, Францию ​​и Англию. Во время плавания его пароход пережил сильный шторм, корабль сочли утонувшим, художник погиб, его некрологи даже были опубликованы в петербургских газетах.

 

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского