Абьюз в XIX веке: как Иван Айвазовский жену бил, а она жаловалась императору

«Я переносила от мужа сверх своих сил»

Историки, изучающие жизнь Айвазовского, сходятся во мнении, что инициатором разрыва была Юлия: она надеялась засиять в мире после удачного замужества, но оказалась взаперти в провинциальном городке. Некоторые эксперты предлагают более мягкую версию конфликта: когда дочери повзрослели, мать захотела переехать в место, где «свадебный рынок» был богаче, а Айвазовский предпочел остаться в Феодосии, которую очень любил.

Но Гревс не была легкомысленной молодой женщиной, мечтающей о танцах. Она во всем поддерживала мужа: выезжала с ним за границу, участвовала в раскопках древних курганов под Феодосией и Керчью, составила опись находок и отправила их в Петербург. Почти 30 лет такого брака очень мало похожи на союз творческой личности и светского любителя, который этого не понимает. Юля искренне хотела разделить жизнь Ивана — только он сам хотел чего-то совсем другого.

В фонде III отделения Канцелярии Его Императорского Величества, хранящемся в Государственном архиве Российской Федерации, есть донос на Александра II, написанный Юлией 8 марта 1870 года. Из него становится ясно, почему Айвазовский предпочел скромная, тихая бомжиха к аристократам, за спиной которых не стояли влиятельные родственники.

«Молодой, не знающий жизни и людей, я вышла замуж за художника Ивана Константиновича Айвазовского, которого знала совсем недолго. Ее ревнивый и властолюбивый характер научил меня быть покорной и бояться мужа. Вскоре он отвез меня в Феодосию, где я была вынуждена жить в кругу его большой семьи, пропитанная восточным образованием и манерами — полная противоположность полученному мной образованию, и я попала в полную зависимость от них », — писала Юлия к императору.

Женщина сказала, что Айвазовский только прилично вел себя на публике. Когда художник остался наедине с женой, его «дикая натура» взяла верх: мужчина обращался с Юлей и детьми крайне жестоко. «Мы вздрогнули, когда услышали его приближающиеся шаги», — написала Айвазовская в своей жалобе. В петиции говорится, что во время брака страдания привели женщину к «тяжелой болезни», которая длилась три года, последствия которой были неизлечимы. Пока жена ерзала в постели от боли, Иван продолжал принимать гостей «за ужином», не обращая внимания на то, что крики Юлии были слышны в столовой.

Страшно и описание эпизодов насилия: неудивительно, что поведение артиста подорвало здоровье женщины.

«Однажды мой муж бросил меня на землю в присутствии нашего дворецкого; мои дети подняли меня, но от падения и морального шока у меня пошла кровь из горла. В другой раз он вывихнул мне руку».

«В приступе ярости он снова схватил меня за горло, и сестра доктора Эргардта, которая в то время находилась в нашем доме, освободила меня от его рук, но долгое время на мне были следы этого насилия шея».

«С угрозой ножа он бросился на меня, больную женщину, с бритвой, я сумел с силой, порой вызывающей отчаяние, вырвать ее из его руки и выбросить в открытое окно».

Не выдержав такого отношения, Юля, забрав дочерей, без денег и документов сбежала к мужу в Одессу. Айвазовская умоляла императора: «Я молю за себя и своих детей только спокойствия и защиты от грубого произвола!» Но Александр II его прошения так и не увидел.

Вмешательство жандармов


Дело в том, что местные власти встали на защиту обиженного англичанина и его дочерей. Работой занимались руководитель отдельного корпуса жандармов Петр Андреевич Шувалов и полковник жандармов Карл-Крамер Германович Кноп. Последний познакомился с Айвазовскими в 1867 году, а с 1869 года стал их соседом: поселился в одном доходном доме с Иваном и Юлией.

сложно сказать, пожалели ли Кноп и Шувалов женщину. Отец-основатель корпуса жандармов Александр Христофорович Бенкендорф также рекомендовал своим подчиненным «с предложением разрешить стремление к добру в заблудших и вести их по правильному пути, а не публично раскрывать свои злые дела перед властью». » То есть все решайте тайно и не афишируйте и не мешайте высокопоставленным чиновникам. Как бы то ни было, к проблемам жены Айвазовского жандармы отнеслись серьезно.

Особых трудностей со сбором доказательств не было: Айвазовский не преминул напасть на жену на глазах у посторонних. В ходатайстве Юлия упомянула свидетелей: доктора Эдгарт, ее сестру, заместителя губернатора Таврического Солнцева и слугу.

Доктор Иларий Гроховский, наблюдавший Айвазовскую в Одессе, сказал, что после приезда мужа он каждый раз «обнаруживал ее крайне измененной, истощенной и нервный срыв часто доходил до судорожных явлений в конечностях и резких болей в разных частях тела». Даже сообщений Ивана Юля боялась как огня. «Однажды после получения письма от мужа после кратковременных припадков у нее последовал восьмидневный полный паралич левой нижней конечности», — сказал Гроховский.

Юлия Гревс: попробуем оправдать?

Кто она? Домработница, ставшая первой женой Айвазовского. А вот родословная Юлии Гревс полна сюрпризов. Она была дочерью петербургского врача, британца Якоба Гревса, и есть версия, что не только врач, но и личный врач Александра I, загадочно исчезнувшего после смерти императора. Если бы не исчезновение ее отца, Юлию можно было бы считать фрейлиной императрицы. Помимо молодости и красоты девушка была хорошо образована и образована. Фактически, иначе у нее не было бы шанса стать гувернанткой в ​​светской семье.
Что между ними произошло? Айвазовский на момент знакомства с Юлией был чрезвычайно желанным гостем во всех домах Петербурга, где были дочери на выданье. Он оставался холодным к очарованию светских дам и, вероятно, внутренне содрогался от банальностей, которые они выражали «об искусстве». Среди всей этой одежды тоже, пытаясь заманить своих дам, взгляд молодого художника похитил симпатичную домработницу детей в одном из домов, где она жила. На фоне выходок манеры спокойная и достойная Юлия поражала воображение.
Я увидел, влюбился, сделал предложение и услышал дорогое «да». Лев Вагнер и Надежда Григорович в «Сказке о художнике Айвазовском» утверждают, что сразу после знакомства он всю ночь рисовал красивую экономку. Утром подписал картину «Юля, жена моя». Возможно, так оно и было, но до нас этот образ не дошел. Зато мы видим Юлию на миниатюрном карандашном автопортрете самого Айвазовского.
И как прекрасна писательница Юлия Андреева, рассказывающая о замужестве художника, удивившего высший свет Петербурга, в своей книге «Айвазовский»: «Те, кто не понимал, что Айвазовский всегда рисовал только себя, совершенно ничего не понимали в нем. И теперь он мог прожить годы, как кабан, наблюдая, как опытные охотники ставят на него сети. Он ждал, приучая свое тело двигаться на мягких кошачьих лапках, глаза не испускать в них бешеного пламени, чтобы однажды, заметив то, что ему действительно нужно, даже не как вода, даже острее — как воздух, в любовь устремился , как и положено, не раз бросался в объятия моря».
Так, Юлия Гревс стала женой Айвазовского и родила ему четырех дочерей. А потом он ушел от Айвазовского, забрав с собой детей. С 1860 года во время ссор Юлия подбирала девушек и уезжала в Одессу или Петербург — ей нравилась светская жизнь. Наконец, в 1866 году он отказался вернуться в Феодосию и остался с детьми в Одессе.

  • Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Елена, Александра, Мария, на коленях — Жанна.
  • Юлия Айвазовская (Гревс). Фотография из воспоминаний Гаяне Микеладзе, правнука Ивана Айвазовского.

Мифы и правда. Бывает, что исследователи творчества, ох, не любят других возлюбленных художника (впрочем, это касается не только художников: например, Наталья Гончарова многое получает от биографов Пушкина). Белла считается явной звездой и музой Марка Шагала, и в адрес его второй жены Вавы звучат весьма нелестные эпитеты. Говоря об Айвазовском, наоборот, говорят, что он нашел счастье во втором браке, но первая жена быстро проявила меркантильность натуры.
Популярная версия о том, что Юля, имея богатого мужа, хотела светиться в том свете, в котором ей больше не приходилось служить, имеет, конечно же, право на жизнь. Однако есть нюансы. «Светская Юлия» серьезно помогла мужу в его археологических изысканиях: она сама отсеивала землю из могил, вела учет находок, отправляла их в Петербург. Она хотела разделить с ним свою жизнь и судьбу, до сих пор не понимая, что главное место в ее сердце отдано не женщине, а морю и мольберту.
Часто Юлию Гревс упрекают в том, что, мол, коса в пустыне, художница хотела работать и светилась на приемах… Она отлично поработала в родной Феодосии, даже просила отвезти ее в Петербург или хоть Одесса. Об этом говорится в большинстве биографий Айвазовского. Но хотела ли сама Юля сиять? Напомним, Айвазовский родил четырех девочек. Джулия много знала об обучении молодых женщин и воспитывала своих настоящих женщин. Дочери Юлии и Ивана Айвазовских изучали языки, играли на фортепиано, танцевали, изучали музыку и литературу. Феодосия в те годы была бедным убогим приморским городом. Подрастут ли девочки и где будут искать вечеринку? Среди рабочих? Рыбаков?
Возможно, она хотела не «сиять», а предложить детям такую ​​возможность? Юлия удачно вышла замуж, но даже приданого у нее не было. Но сделал это в Петербурге. Есть ли шанс в Феодосии найти сразу четырех достойных мужей? По крайней мере, еще один Айвазовский вряд ли будет скрываться в этом городе, не говоря уже о четырех. Однако слава артиста прогремела так, что к себе стали приходить знатные гости. Но Айвазовский мог в любой момент «приказать закинуть лошадей», то есть попросить гостей уйти (подробности здесь, в пятом рассказе). Совершенно особенное гостеприимство, позволяющее рассчитывать на бурную мирскую жизнь дома и на бесконечный поток женихов. Одним словом, почему бы не увидеть в первой жене Айвазовского не просто жадного манекена, ищущего светских развлечений, а мать, желающую удачно выдать дочерей замуж? Кроме того, Юлия в Феодосии начала болеть, и врачи посоветовали ей сменить климат на более мягкий. Одесса подходила, да и в Одессе есть столь необходимое Айвазовское море. Но артист не хотел слышать ни о каком другом доме, кроме своего родного города.
Также стоит обратить внимание на необыкновенную интерпретацию Айвазовского, которая очень хороша для потомков: в нашем распоряжении около 6 тысяч картин, большинство из которых имеют собственное великолепное море. Жена, по всей видимости, тоже хотела бы получить внимание своего мужа. Немного показательная деталь: они поженились 15 августа 1848 года в Феодосии, а 27 сентября Айвазовский представил свою выставку в Москве. Во время медового месяца, нетрудно предположить, что внимание Айвазовского привлекла не только новая жена, но и представленные публике шедевры. Может быть, слова «через две недели все кончено», которыми Айвазовский описал свой скорый брак, касаются не только промежутка времени между знакомством и женитьбой?
После расставания с Юлией артист неоднократно пытался возобновить отношения, но она не соглашалась. Однако после женитьбы Айвазовского на Анне Саркизовой Юлия завалила все инстанции жалобами на него. Он требовал признать Айвазовского многоженцем и считал, что их брак все еще действителен. Не могла ли она просто отпустить и забыть о своем муже?
Отметим безупречное поведение Айвазовского по отношению к бывшей жене и детям в финансовом отношении: в них не нуждались, даже он сам искал арендаторов для подаренного Юлии имения. Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И.К. Ивазовского Иван Константинович Айвазовский 1882, 73 × 62 см

Анна Саркизова: счастливый брак Ивана Айвазовского

Кто она? Анна Саркизова, вдова купца из Феодосии, вторая жена Айвазовского, была почти на 40 лет моложе художника. Они поженились в 1882 году. Ему было уже 65, ей 25.
Что между ними произошло? Айвазовский увидел Анну, идущую в похоронной процессии за гробом мужа. Казалось бы, момент не самый подходящий, но влюбился артист без памяти. Дождавшись истечения срока, она сделала предложение, которое Анна приняла. Она очень его любила и не требовала большего внимания, чем он мог ей уделить. Айвазовский же завидовал Анне, обожал и с удовольствием писал. Сбор фруктов в Крыму Иван Константинович Айвазовский 1882, 111 × 86 см. Помимо знаменитого портрета (см. Выше), мы также видим Анну Саркизову на картине «Сбор фруктов в Крыму», написанной в 1882 году, в год, когда Айвазовский женился на Анне. Мифы и правда. Представление Айвазовского о счастливом втором браке достаточно справедливо, и мы даже не думаем разоблачать их. Если вы не заметили, что Анна, как и Юлия, столкнулась с недостатком внимания со стороны мужа и с тем фактом, что она никогда не сядет рядом с ним, в разгар данной картины.
Например, у Анны была очень трудная поездка в Америку в 1892 году. Иностранный, иностранный язык бродит сама по себе, не зная, что с собой делать, Айвазовский весь день за мольбертом. «Моей жене ужасно грустно, и я тоже, пока был очень занят, не замечал этого, но теперь рад вернуться в Россию», — признается он по возвращении.
После смерти Айвазовского Анна сожгла розовую туфлю Марии Тальони (если она еще оставалась) и приговорила себя к добровольной изоляции. Вот уже 25 лет он не покидает стен дома, в котором узнал любовь и счастье. Он проиграл Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, не обратил особого внимания на кардинально изменившиеся условия жизни и перенес бедствия экспроприации. Он не уехал в эвакуацию во время Второй мировой войны; во время оккупации он обменял последние чудом уцелевшие драгоценности на хлеб и крупы. Когда немцы покинули Феодосию, постаревшая и забытая всеми вдова Айвазовского была найдена и увезена к себе домой в Симферополь художника Николая Самокиша. Анна похоронена рядом с мужем, на площади Армянской церкви, где они когда-то поженились.

Отношение со второй супругой Анной Никитичной Саркисовой-Бурназян

Второй женой Айвазовского стала красавица Анна Никитична Саркисова-Бурназян. Она была армянкой по происхождению и вдова известного купца Феодосия. Когда Иван Константинович увидел молодую женщину, он сразу же был ею очарован. Он считал Анну своей музой, говорил, что ее красота заставляла его писать картины. Кроме того, Айвазовский был безмерно благодарен своей жене за вклад в его сближение с его армянским народом. С Анной артист повел себя совершенно иначе, чем Юля. Со своей второй женой он был любящим мужем.

Почему Айвазовский издевался над первой женой?

Иван Константинович польстил власть имущим, но потом с извращенным удовольствием мстил тем, кто послабее. Первый супруг относился к категории «более слабых».

19-летняя красавица Юлия Гревс работала домработницей. Его отец был англичанином и служил в русской армии. Конечно, вместо бедной домработницы Айвазовский мог жениться на дочери дворянина, но он понимал, что если бы был «могущественный» родственник, то над женой издеваться было бы невозможно. Юля прожила 20 лет в условиях страха, унижений и боли.

Все замолчали о пытках, которым подверглась молодая жена. Общество же просто рассудило: во-первых, это была ее вина, так как ее избил муж, а во-вторых, порядочные люди не выносят грязного белья на публике. К тому же для родной Феодосии Айвазовский был меценатом и уважаемым человеком, на деньги которого украшали и развивали город, чтобы никто не пошел против него. Начальник местной полиции во всем потакал Ивану Константиновичу.

Почему художник прекратил свою тиранию, когда женился во второй раз?

Артист во второй раз женился на армянке Анне Никитичне Саркисовой-Бурназян. Они познакомились на похоронах: в последнюю поездку своего первого супруга, известного феодосийского купца, женщина встретила своего первого супруга. Эстет Айвазовский сразу очаровалась красотой Анны Никитичны. Айвазовский сказал, что его вторая жена «еще больше сблизила его с его страной». По отношению к Анне она не проявляла тирании. Во-первых, из уважения к тому, что он был армянином, как и сам художник. Во-вторых, неподалеку жила семья Анны, а ее отец был зажиточным армянским купцом.

 

Оцените статью
Блог про лодки и И. К. Айвазовского